Абгар. Первый царь Армении, уверовавший во Христе

Абгар. Первый царь Армении, уверовавший во Христе

/ Армяне / 08.02.2018

 

  1. I. Историческое вступление

Король Эдессы (Ура, Урфы) Абгар V Аршакуни правил королевством в Армянской Месопотамии в 12-50 гг. н.э. (Абгар называет себя Армянским королём, поэтому я тоже называю его королём, а не царём). Абгар написал Иисусу письмо с приглашением в свой город. Иисус ответил письмом, объяснил, что должен выполнить свою миссию, а после него к Абгару придёт его апостол и вылечить его… Так и случилось.

Нынешние писари королевство Абгара (королевство Ура) называют Осореной, а его самого ассирийским или сирийским царём Авгаром V. Не могут даже договориться, как врать? Ассирия и Сирия разные страны. Названия созвучны, можно ассирийцев сирийцами называть, или наоборот, лишь бы не армянами! Иногда Абгара называют семитским царём… Абгар лучше знал, чей он царь! Когда Абгар переписывался с Римским императором Тиберием, свои письма начинал так:

«Абгар, король Армянский, моему хозяину, императору Римлян Тиберию привет!».

И вот как отвечал Абгару Тиберию:

«Тиберий, император Римлян, королю Армянскому Абгару привет!».

Этот обмен письмами между Абгаром и Тиберием, а также обмен письмами между Абгаром и Иисусом приведены в «Истории Армении» армянского историка V века Мовсеса Хоренаци (Մովսես Խորենացի։ Հայոց պատմուրյուն․ - Երեվան, ԵՊՀ, էջ 172-184).

Письма Абгара другим царям тоже начинались в этой форме.

Королю Вавилона Нерсесу (Nerseh):

«Абгар, король Армянский, моему сыну Нерсесу привет!».

В Персию:

«Абгар, король Армянский, моему брату, королю Персии Арташесу привет!»…

Король-то Армянский!

Переписка Абгара с Иисуссом и Тиберием сохранилась также у историка церкви Евсевия Кесарийского.

Кормите журналистку!

По обычно очень содержательному и интересному религиозному каналу СПАС Российского ТВ я пару раз за 2016-2017 гг. слушал длиннущие передачи об «ассирийском» царе Авгаре Пятом. Ведущая передачу девушка со скучным лицом ни разу не произнесла слова «армянин» и «Армения», не говорила об «Истрии Армении» Мовсеса Хоренаци, автора V века, где приведена переписка царя Абгара V с Иисусом и римским императором Тиберием. Ничего страшного: мы, армяне, привыкли, что о нас стараются говорить либо плохо, либо ничего. Только жалко журналистку (мне было лень прочитать её фамилию): очень уж худая и невзрачная, словно 40 лет ничего не ела… А если эта девушка не журналистка, а учёная, то истории христианской религии наступит кирдык.

В королевстве Абгара жили армяне, ассирийцы, сирийцы и родственные армянам арамейцы, но королю и императору виднее, чей он король?! Они не фальсификаторы 20-21 веков! У них были честь и мораль!

Армяне уважают и ценят ассирийцев и сирийцев, но себя с ними не путают. Ассирийцы и сирийцы великие народы Древнейшего мира. Ассирия, увы, не осталась на карте, а Сирия (1914-2018 гг.) в огне… Господь, помоги!

Поговорим об этимологии имени короля Абгара.

 

  1. II. Свидетельства церковных историков

Согласно армянскому историку Мовсесу Хоренаци, Абгар был сыном Аршама — сына Арташеса, брата Тиграна II Великого. В IV веке Евсевий Кесарийский заявил, что обнаружил в архивах Эдессы сирийский документ, свидетельствующий о переписке его с Иисусом Христом. Этот рассказ с различными прибавлениями появляется в сирийской рукописи «Doctrina Addaei» (напечатанной Георгом Филипсом в Лондоне в 1876 году) и в различных греческих переделках.

По Евсевию, Абгар, поражённый тяжкой болезнью, просит о помощи Христа, признавая его Богом или Сыном Божиим, предлагая Ему свою резиденцию для Слова Божия, и что Иисус Христос, отклоняя предложение тем, что его миссия связывает Его с Иерусалимом, обещает по воскресении своём послать к нему одного из учеников, который его и исцелит. По воскресении Христовом, продолжает Евсевий, апостол Фома послал в Эдессу Фаддея, одного из 70 апостолов, который доставил царю исцеление и распространил там христианство. При этом Евсевий не упоминает о получении Авгарем образа Христа.

Этот рассказ находится в теснейшей связи с преданием (известно по памятникам, датируемым концом IV - началом V века) об отправлении Спасителем своего нерукотворного образа в Эдессу. С этого образа списывались с IV века многие копии (так называемые Абгарские образа́). Оригинал нерукотворного образа X веке был перемещён в церковь S. Silvestro in Capute в Риме.

III. Об имени и болезни короля Абгара

Вариант I. Согласно Хоренаци имя Абгар происходит от армянского выражения «Аваг айр» (Ավագ այր) – «Старший мужчина»:

Авагайр→Авгар→Абгар                              (А)

Я ничего против не имею. Вполне правдоподобная этимология.

Вариант II. Прямая этимология:

Ав гар – Ավ գար - Святая болезнь              (В)

Ав (ավ) – святой; гар (գար) – болезнь.

Святой болезнью называют эпилепсию.

Абгар болел страшной болезнью…

Истинность истолкования (В) не исключает истолкование (А).

Поговорим о варианте II.

В современном армянском языке пиво называют «гареджур» (գարեջուր).

Буквально: гаре джур – գարե ջուր - ячменная вода.

«Гари» (գարի) – «ячмень»; «джур» (ջուր) – «вода».

Аналогичное слово на древнеармянском языке - գարվա (гарва).

Гар ва – գար վա - ячменная вода.

Ва (վա) – вода.

Гарва↔Вагар↔Авгар

- Святая болезнь лечится пивом?

Пиво должно быть из ячменя, разумеется, живое, свежее и качественное.

Моя гипотеза лечения эпилепсии ячменным пивом возникла из сходства слов Авгар (Ավգար) и Гарва (Գարվա):

Лечение эпилепсии пивом знали и другие народы. До нас дошёл древнерусский рецепт изготовления лекарства для лечения эпилепсии:

«Залить пол литра живого светлого пива две столовые ложки корня полыни».

При этом надо иметь в виду негативный побочный эффект: лечение в неадекватных условиях (при других недугах, при беременности, алкоголизме и т.п.) может вызвать болезнь, которую должно лечить.

Самые известные и подходящие армянские названия эпилепсии - վերնոտ (вернот) и ընկնավոր (энкнавор), образованные на основах «вер» («верх») и «энкн» («падение»).

Залить пол литра живого светлого ячменного (гари) пива две столовые ложки корня полыни (ошиндр).

Օշինդր (ошиндр) – полынь.

  1. «Эпилептик» по-армянски

Для названия эпилептика в армянском языке существуют более 20 слов!

Моё внимание привлекли слова: ցավագար (cavagar) и այսահար (ajsahar). Отметим всё общее в этих словах:

1) Слова ցավագար (cavagar) и այսահար (ajsahar) сионимы;

2) Состоят из семи букв;

3) Содержат по три буквы «а» (ա);

4) Заканчиваются на один и тот же суффикс «ар» (ար), что со строчной буквы означает «мужчина», «человек», а с заглавной буквы Ар (Ար) – Бог…

Всё это имеет сугубо научное продолжение и развитие, что, увы, невозможно здесь изложить.

Я не знаю, почему такое внимание к святой болезни и её носителям, это озадачивает, но ячменное пиво поднимает настроение.

Примечание 1. Исследователи точно не знают, чем болел Абгар, чаще всего называют проказу, иногда - псориаз. Я попытался обосновать эпилепсию.

Примечание 2. Согласно моей версии, имя Авгар (Эпилептик) приурочено к болезни короля. Восемь королей из династии Абгара V носили имя Абгар. Получается наследственная эпилепсия. По крайней мере, Авгар I из IV века до н.э. был эпилептиком. Остальные Абгары в его честь носили его имя. Из последующих Абгаров, по крайней мере, Абгар V унаследовал его болезнь.

Примечание 3. Наследственную эпилепсию пивом не вылечишь, разве что утихомиришь.

Примечание 4. Академик Геруни относит Абгара к династии Ервандуни (Հերունի Պ․ Հայերը եվ Հնագույն Հայաստանը․- Երեվան, «Տիգրան Մեծ», 2006.). В сотворении Абгаров участвовали три династии: Ервандуни-Арташесян-Аршакуни. Можно выделить отдельную династию Абгарян, царствовавшую в Эдессии (312 г. до н.э. – 240 г. н.э.).

Примечание 5. Абгара можно назвать и королём по его терминологии, и царём, т.к. происходил из царских династий.

Примечание 6. Имя Абгар (Авгар) армянское не только этимологически, но и по жизни. Имя Абгар и фамилия Абгарян более двух тысяч лет практически носят только армяне!

Примечание 7. Надзиратели и их шестёрки учат армян, не говоря уже о других, что исконно и чисто армянские имена Абгар, Арам, Армен и многие другие наши родные имена… не армянские. Лично мне тошнит от такой наглости жандармов от языкознания и их полицаев из нашего народа. Внешних фальсификаторов можно понять, но не оправдать. А вот оправдать их попугаев – внутренних фальсификаторов – большой грех. Бог, самый умный и всепрощающий, не таких не прощает. Он их уничтожает до последнего нью-мезона, как только появляются у Его порога.

Примечание 8. Против названия армянского королевства Эдессы Осореной (Ассирией) современные армяне ничего не имеют, поскольку этот сокровенный клочок земли в разные периоды истории принадлежал и армянам, и ассирийцам, и шумерам. Армяне будут рады, если в этом уголке Земли когда-нибудь восстановится Новая Ассирия!

Примечание 9. После смерти Абгара (50 г.) его правопреемники вернулись к своей исконной арийской религии. Христиане Эдессы подверглись гонениям. Жители армянского села Едиссия Ставропольского края считают себя уроженцами месопотамской Эдессы…

Примечание 10. Есть мнение, что Одессу основали первые христиане Эдессы. Требуется беспристрастное исследование этой проблемы.

  1. V. Между проказой и эпилепсией

История Армении, народные предания и традиция сообщают, что Абгар V болел проказой. А я доказываю, что царь болел эпилепсией. Здесь нет противоречия. Эти две болезни производят впечатление сумасшествия. В армянском языке есть множество слов для названия больных проказой. Одно из таких слов – «хелагар» (խելագար) – «сумасшедший». Это слово проясняет ситуацию. Буквально:

Хела гар – Խելա գար - Болезнь ума:

Вывод: Царь болел эпилепсией, но народ видел её простую форму – проказу.

В честь царей по имени Абгар общую, объединяющую эпилепсию и проказу болезнь, назовём авгаром.

Цари Абгары могут гордиться такой странной честью: болезнь-то Святая, Священная, от самого Бога!

Виктор Ваганян

 

Диагностическая карта для ОСАГО онлайн autotalon.ru



Поделитесь этой публикацией с друзьями


Facebook


Читайте также


Главное

Please publish modules in offcanvas position.