Царица танца: как Тамара Петросян стала великой узбекской танцовщицей и певицей

Царица танца: как Тамара Петросян стала великой узбекской танцовщицей и певицей

/ Армяне / 08.09.2018

ТАМАРА ХАНУМ – 

ТАМАРА ПЕТРОСЯН- царица танца -

Великая узбекская танцовщица и певица  

Тама́ра Хану́м (Тамара Артемовна Петросян) прожила жизнь в Узбекистане (1906, Новый Маргилан, Ферганская область – 1991, Ташкент) - Народная артистка СССР и Узбекской ССР, лауреат Сталинской премии, танцовщица, певица, артистка балета, балетмейстер, балетный педагог, хореограф.

Тамара Ханум исполняла известные танцы почти всех народов мира и пела более 500 песен на 86 языках!!!

«Мы очень любим Вас. И наша любовь рождена теми индийскими танцами, которые родились в Индии и исполнены Вами. С тех пор Вы – наша».

РАДЖ КАПУР

Великий индийский актёр и режиссёр, 

гений индийского кино, 

«индийский Чарли Чаплин»

«Тамара Ханум - путеводная звезда Востока».

МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ

Одна из величайших балерин ХХ века

Народная артистка СССР

«Если бы волны восторгов, аплодисментов, которые сопровождают выступления Ханум, могли бы одновременно зазвучать, они поспорили бы с морским прибоем…».

ИВАН КОЗЛОВСКИЙ

Великий оперный певец, Народный артист СССР

       

«Тамара — редкое явление в нашем искусстве, и в искусстве вообще».

ЮНУС РАДЖАБИ

Узбекский композитор, 

Народный артист Узбекистана

«Тамара Ханум - невеста народов. В нее влюбляются все, чьи танцы и песни составляют ее репертуар».

МИРЗО ТУРСУН-заде

Народный поэт Таджикистана

Говорят, «Редко кто обладал столь безграничной популярностью и удостаивался такой же славы на всем евразийском культурном пространстве».

А кто ещё? Она одна, несравненная и многоликая!

Великая и гениальная!! Символ любви и культуры Узбекистана, Армении, Индии и всего Востока, да и всего мира!!! 

Хвалебные Тамаре Ханум можно продолжать без конца. Все эти слова правда, но не вся Правда. Всю Правду знает Всевышний.

АЙСЕДОРА или ИСИДОРА ДУНКАН 

проверила… позвонки ТАМАРЫ ХАНУМ.

Знаменитая танцовщица, жена Сергея Есенина (всего три года были вместе: 1921-1924), не верила, что у Тамары Ханум есть… позвоночник, настолько она была гибкой!

«Айседора Дункан пришла к ней за кулисы и, не веря своим глазам, попросила пересчитать ее шейные позвонки и ощупать кисти рук, так как была убеждена, что танцовщица с нормальным телосложением не способна исполнять столь фантастически гибкие движения»…

(В этой статье я ссылаюсь на официальную информацию и часто её дословно цитирую. Не придумать же мне новую биографию Тамары Ханум?! Дай Бог каждому хоть малость такой биографии!).

Краткие биографические сведения (Википедия)

В 1921-1922 годах - актриса Ташкентского русского театра оперы и балета.

В 1922 году поступила на учёбу в Ташкентскую балетную труппу и стала танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые узбекские артисты Ятым Бабаджанов, Абрар Хидоятов и Али Ародобус Ибрагимов.

В 1924 году окончила Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС) (ныне - ГИТИС) в Москве.

В 1924-1928 годах - солистка концертной труппы М. Кари-Якубова (с 1926 - концертно-этнографический ансамбль, с 1928 - музыкально-экспериментальный).

В 1925-1929 годах выступала в музыкально-драматических театрах Самарканда, Коканда, Андижана, где играла роли Ширин («Фархад и Ширин» Хуршида), Гульчехры («Аршин мал алан» У. Гаджибекова), Халимы («Халима» Г. Зафари).

В 1929-1934 годах работала в Самаркандском музыкально-драматическом театре (с 1931 - в Ташкенте, реорганизован в Узбекский музыкально-драматический театр).

Участвовала в становлении национального балетного театра. В 1929-1934 годах - солистка и одна из организаторов Узбекского музыкально-драматического театра, созданного на базе музыкально-экспериментального ансамбля (с 1939 - Государственный узбекский театр оперы и балета, ныне - Государственный Академический Большой Театр имени Алишера Навои) (Самарканд, с 1931 - в Ташкенте). Возглавляла танцевальную труппу в театре.

В 1933 году участвовала в организации балетной студии при Узбекском музыкально-драматическом театре (позже - Узбекская республиканская балетная школа, с 1947 - Узбекское хореографическое училище, ныне - Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии)[6].

В 1934-1935 годах - одна из организаторов, балетмейстер, танцовщица и педагог-репетитор Хорезмского областного музыкально-драматического театра (ныне - имени Агахи) в Ургенче.

В 1934 году играла роль Индры в балете «Ференджи» Б. К. Яновского.

С 1936 по 1941 год - солистка и хореограф Узбекской филармонии и Государственного узбекского театра оперы и балета.

Сорок пять дней Тамара Ханум пела, танцевала и работала как строитель на Большом Ферганском канале. Будучи уже далеко не молодым человеком, выезжала на строительство Братской ГЭС, в Якутию.

В 1941-1969 годах - организатор, художественный руководитель, балетмейстер и солистка музыкального ансамбля Узбекской филармонии.

Благодарный узбекский народ высоко чтить память великой танцовщицы: 

в Ташкенте создан музей Тамары Ханум

В стенах дома, ставшего в 1994 г. мемориальным Домом-музеем великой артистки, она принимала дорогих своему сердцу гостей, посещавших Ташкент: Арама Хачатуряна, Святослава Рихтера, Галину Уланову, Дмитрия Шостаковича, Аркадия Райкина…

В частности, в экспозиции галереи представлено 26 уникальных сценических национальных костюмов разных народов мира, костюмы, подаренные лидерами государств, Мао Цзэдуном, Джавахарлалом Неру, Иосифом Брос Тито, Анваром Садатом, восторгавшимися ее искусством…

Пишут из Ташкента: 

«…МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АРТИСТКИ НИКОГДА НЕ ПУСТУЕТ. Частыми гостями дома Ханум являются как гости страны, так и коренные узбекистанцы. И не только представители старшего поколения - они видели Ханум на сцене, ее искусство переворачивало им душу, а сегодня они ублажают в этих стенах ностальгию по своей молодости и рассказывают своим внукам и правнукам об истинных культурных ценностях, о том времени, когда здоровые дружеские отношения между людьми разных национальностей были естественным состоянием, а не витринным декоративным общественным атрибутом.

В музее всегда можно встретить много молодежи. За знакомством с огромной жизненной и творческой школой и вдохновением сюда приходят и юные воспитанницы Государственной высшей школы национального танца и хореографии Узбекистана. В эпоху потерянных ориентиров в мозаичном этническом разнообразии общества именно в народной культуре, в которой все настоящее и неповторимое национальное всегда непременно становится интернациональным, они непременно найдут свой мостик к лучшему пониманию друг друга. Так, как неоднократно подтверждала своим филигранным дарованием, упорным трудом и отвагой дочь простых армян-рабочих народная артистка СССР (1956), лауреат Государственной премии, кавалер ордена Ленина, ордена "Знак Почета", пяти орденов Трудового Красного Знамени, проводник главных человеческих ценностей Тамара Ханум(Петросян)».

О Тамаре Ханум

- Участвовала в создании либретто первого узбекского балета «Гуландом» Е. Г. Брусиловского. Исполняла танцы в собственной постановке.

- Накануне и в годы войны, когда она дала тысячи концертов, исполняя для солдат песни Испании, узбекские и армянские танцы; в одном только 1943 г. она почти 11 месяцев оставалась в составе фронтовой бригады, давая шефские концерты на передовой и перед ранеными. Получила воинское звание капитана и была награждена медалью "За оборону Кавказа".

- Тамара Ханум внесла в фонд обороны присужденную ей Сталинскую премию, передала средства на строительство самолетов и танков. Она переводила личные средства для поддержки конкретного боевого воинского подразделения, в т.ч. на счет танкового завода. Боевая машина с номерным знаком 77 и с ее именем на броне воевала на фронтах Великой Отечественной. Говорят, Тамара Петросян во время войны повстречала генерал-полковника М. Парсегова и, восхищенный талантом своей соотечественницы, военачальник наградил ее именным оружием.

- Гастролировала за рубежом: Франция, Англия, Польша, КНР, Норвегия, Индонезия, Чехословакия, Германия, Иран, Италия, Индия, Монголия, Пакистан и др. В числе первых демонстрировала узбекское искусство за рубежом на Всемирной выставке декоративного искусства (Париж, 1925). Участница 1-го Всемирного фестиваля народного танца (Лондон, 1935)… Золотая медаль!

- Она никогда не забывала своих армянских карабахских корней, и в 1989 г. по ее инициативе и при поддержке властей после десятилетий полного забытья была восстановлена в законодательном статусе деятельность республиканской армянской общины, а тысячи армян в разных поколениях в благодатной среде многонационального Узбекистана получили шанс сохранять и развивать свою национальную идентичность. 

В конце статьи попытаюсь поставить ВИДЕО с застольем великой танцовщицы со своими карабахскими родственниками.

- В Узбекистане торжественно отметили 110-летие со дня рождения народной артистки СССР Тамары Артемовны ПЕТРОСЯН, известной миру под сценическим именем Тамара Ханум. Гостями памятного вечера, организованного республиканской армянской общиной, стали многочисленные поклонники и почитатели народного исполнительского искусства. Впервые оказавшись на сцене в двенадцатилетнем возрасте, она уже не покинет ее до конца своей жизни, а ее имя останется навсегда в числе зачинателей танцевальной традиции Узбекистана и займет достойное место среди знаменитых армянок всех времен.

Армяне Узбекистана в один голос утверждают, что УЗБЕКИ ХОРОШИЙ НАРОД.

Я и без них знал! Жаль, не бывал в Узбекистане, но знаю, что там живут дружелюбные, гостеприимные люди, что у них богатая кухня и богатая архитектура!! Я в Томске дружил с андижанскими студентами из Строительно-Архитектурного института. Это в основном узбеки, армяне, татары и славяне – русские, украинцы и белорусы. Мелькали также корейцы, евреи и таджики. И все отличные люди! Я ещё тогда познал добрую душу узбекского народа… А теперь понимаю, почему Тамара Петросян так расцвела! Человеколюбие раскрывает и поощряет таланты. Но я не буду я, если не отмечу некоторые армянские топонимы Узбекистана. Они, видимо, относятся к до-тюркскому, арийскому периоду этого богатого края. В древнейшие времена здесь жили иранские народы, тохары и армяне (армяне везде и всегда присутствуют – выполняют Божий приказ). Куда делись тохары и армяне, не знаю. Растворились среди народов Среднего Востока? Армяне присутствуют в виде топонимов, а тохаров совсем нема… Были ли тохары армянским или иранским племенем, точно никто не знает. Были и нет. Стали узбеками, таджиками и другими? Ну и здоровья им в новом формате!

Армянские топонимы Среднего Востока означают, что при освоении этих земель армяне тут пахали. Это говорит о нашей глубинной дружбе с узбеками и другими восточными людьми. Не случайно и не зря мы для них оперы понаписали и подарили живого ангела – Тамару Ханум.

СЛЕДЫ ДРЕВНИХ АРМЯН В УЗБЕКИСТАНЕ

  1. Старое название Ташкента – Тайшет. 

Есть город Тайшет также в Иркутской области.

На древнеармянском: тай – край; шет – богатый:

Тай шет – Богатый край.

Топонимы на основе слова «тай» имеются в и вне Армении: Тайк, Котайк, Китай, Актай, Алтай, Тайга, Тайвань, Таймыр и др.

  1. Чор-Су базар в Ташкенте.

Чорсу или Чорссу – река в Ташкенте, состоящая из четырёх речек.

Чорс – четыре (арм.)

Отметим, что у таджиков «четыре» - «чор».

  1. Река Анхор - канал в Ташкенте и Ташкентской области.

Анхор – Неглубокий (арм.). Неглубокий канал.

Братья узбеки пишут: Anhor.

Тоже читается по-армянски: Anhor– Без ям.

Видимо, канал Анхор неглубокий и без ям.

  1. Город Пап – город на входе в Ферганскую долину с северо-запада.

Пап – дед (арм.). Братья-узбеки пишут: Pop.

Поп так поп! Надо уточнить.

  1. Гиждуван – город в Бухарской области.

Все три слога – гиж, ду, ван – армянские:

Гиж – сумасшедший; ду – ты; Ван – Бог; ван – озеро.

Два варианта:

Гиж ду Ван – Сумасшедший ты Бог;

Гиж ду ван - Сумасшедшее ты озеро.

Не будем заниматься богохульством.

Поблизости есть озеро? Может быть, Туда-куль? Сумасшедшее ли оно и чем, не знаю.

Если речь не об озере, то этого я не сказал…

В Гиждуване ходят легенды о происхождении топонима Гиждуван. У местных исследователей нет этимологического объяснения. А я, щедрый, даю им объяснение: берите, дорогие узбеки и таджики!

  1. Село Манас в Джизакской области.

У северных арийцев и у древних армян «ман» - «человек». Ас - Бог. На основе слова «ман» образованы, например, армянские слова «манук» («младенец»), «манч» («мальчик»), армянские имена Маник (человек с уменьшительным «ик»), Манас и др. 

Ман Ас - Человек Бог. Богочеловек.

Манас – другой вариант имени Армен:

Ар мен – Богочеловек.

Имя Манас издревле в обиходе у армян. Настоящее имя автора этой статьи – Манас. Мой отец в честь Победы назвал меня Виктором.

Обращение Санам имени Манас тоже армянское имя. Есть имя Санам и фамилия Санамян. 

Исходное значение: Сан ам – Верховный Бог.

Санам - другой вариант имени Арам: 

Ар ам – Верховный Бог.

Есть армянское слово Санамер. Современное значение – Крёстная мать. Исходное значение: Санамер – Богоматерь.

Санамер – другой вариант имён Мариам или Майрам:

Мариам (Майрам) – Богоматерь.

Буквально: Мать всех.

«Мать» по-армянски: майр, мар, мер, мари.

Частица «ам» (амен, амена) в имени Мариам (Майрам) означает: всё, всех, верховный… 

Кстати, есть посёлок Санамер около Кисловодска (Ставропольский край). Богоматерь у Минвод!

Видите, как клубок распутывается?!

По всем показателям, имя Манас индоевропейское, армянское. Это не значит, что его невозможно истолковать на других языках. Киргизы читают по-своему, т.к. у них есть эпос Манас. Не говорит же им, что какой-то армянский чудак тут кульбиты делал, а мы ему дифирамбы поём?!

  1. Эрман гышлаты (Армянский кишлак) Сариасийский район (узб.Sariosiyotumani), Сурхандарьинская область.

Сариасийский район (Sariosiyotumani) – горная местность. Поэтому Аллах вмонтировал в этот топоним армянское слово сар (sar) – гора.

Занимательная этимология

От Туркмении до Якутии (а также от Франции до Шотландии) множество топонимов от этнонима армян Армен и его разных вариантов – арман, ермен, эрмен, эрман, эриман и т.п.:

Арман (топонимы в Башкирии, Казахстане и Туркмении), Ермен дагы и город Эрментау (Армянская гора) в Казахстане, Эриман – местность в Казахстане, 

Эрмен-дели – (Армянская степь) в Туркмении, Эрменигум – местность в Туркмении, Арман гала (Армянская крепость) около Ашхабада… Сам Ашхабад. Старое название – Асхабад (Асхапат) – Покрытый звёздами (арм.).

Что делать оболтусам, кому всё это не нравится? Отменить этноним Армен, деармянизовать его! Стереть следы армян! Переделать историю! А как? Она состоялась и занесена в архивы Небесного Царства! Безбожники идут на беспрецедентную глупость и наглость. Пусть идут. Хрен с ними! 

Как тут не вспомнить завет Ильича?!

Перед смертью Ленин говорит: «Отрежьте мой член и похороните отдельно». «Почему, Владимир Ильич?» - удивляются Дзержинский, Крупская и Сталин. Ильич объясняет: «Когда Троцкий узнаёт, что я умер, скажет «хрен с ним!», и опять будет не прав!».

Виктор Ваганян 

Диагностическая карта для ОСАГО онлайн autotalon.ru



Поделитесь этой публикацией с друзьями


Facebook


Читайте также


Самое читаемое

Please publish modules in offcanvas position.