Хопан. Боль и трагедия армянского народа

Хопан. Боль и трагедия армянского народа

/ Армяне / 08.10.2018

Уезжающих в Россию на заработки армяне называют “хопанчи”. Это слово возникло в советские годы, когда власти СССР решили расширить территории взращивания зерновых за счет осваивания целины (хопан по-армянски).

В 1950-1970 гг. руками жителей советских республик миллионы гектаров Казасхтана, Приволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока превратились в земли сельскохозяйственного значения.

В эти годы армяне активно участвовали в работах по обработке целинных земель. В Армении таких работников называли хопанчи.
После развала Советского союза армянские мужчины продолжают выезжать в Россию и бывшие советские республики на сезонные строительные работы.

Одну половину года живут и работают за рубежом, вторую – дома.

Некоторые из трудовых мигрантов в течение долгих лет работают на чужбине и создают там вторую семью. Бывает, что в итоге расстаются с первой семьей, и живут с новой. В таких случаях они затрудняются определиться с понятием дома.

Самцхе-Джавахетия – один из регионов Грузии, где живут армяне. Среди них есть много мужчин, выезжающих на заработки в Россию.
Здесь пересекаются культура, традиции и обычаи трех стран.

В Ахалкалакском районе живет наибольшее количество армян по сравнению с другими районами Самцхе - Джавахетии. Здесь есть 1 город и 64 деревень.

В 5-и из них живут граждане грузинской национальности, в 5-и деревнях живут и армяне, и грузины, остальные 54 сел - только армянонаселенные.

Из грузинонаселенных деревень уезжающих на заработки значительно меньше, чем из армянонаселенных. В поисках работы грузины уезжают в основном вТурцию.

Из армянонаселенных деревень на работу за рубеж едут только мужчины, а из грузинских сел – также и женщины.

В 3 из 5 домов армянонаселенных сел Ахалкалаксого района есть хопанчи.

Примерно в 26 селах, где мало пастбищ и не развито скотоводство, хопанчи есть в 4 домах из 5.

Сезон строительных работ в России начинается в мае и завершается в ноябре. Именно на этот период приходится и сезон земельных работ – посев и сбор урожая. И пока мужья- хопанчи выполняют тяжелую физическую работу, дома их жены заняты не менее тяжелым сельскохозяйственным трудом.

По утрам машина ездит по селам, собирает женщин и увозит на поле для прополки. А до этого женщины должны успеть отправить на пастбище домашний скот, почистить стойло, убраться дома и покормить детей.

За 1 час прополки они получают 3 лари (около 1 доллара). Работают по 8 -13 часов в день, в зависимости от погоды. Не работают во время дождя, но и не оплачиваются. Слух грома их радует, так как будет время отдохнуть.

Они очищают льняные кустарники от сорняка и колючек. Большее время женщины работают без перчаток, только при больших колючках они быстро надевают перчатки на потрескавшиеся свои руки.

После работы Рузанна приглашает женщин к себе домой на кофе.

Рузанна родилась в городе Озургети Гурийского района Грузии. Однажды с бабушкой она приехала в Ахалкалаки, и здесь же познакомилась с мужем - Арсеном.

«Раньше я была городской девушкой, ничего не понимала в сельской работе. Потихоньку смотрела, училась, и вся забота потом взвалилась на мои плечи», - рассказывает Рузанна.

Когда Рузанна выходила замуж, училась на втором курсе педагогического техникума. Сначала муж обещал ей, что и в замужестве она сможет продолжить образование, но потом он решил, что женщина не должна учиться.

6-8 месяцев в году муж Рузанны – Арсен находиться в России. Он занимается внутренним ремонтом зданий и домов. Уезжает в апреле, возвращается в ноябре.

Обычно в Ахалкалакском районе женщины не говорят о тоске по мужу. Рузанна – исключение. Она говорит, что тоскует по мужу, иногда считает дни, но потом быстро поправляет себя и говорит: «Ну что поделаешь, это – жизнь, другой работы здесь нет. Они вынужденно уезжают, а мы как-то перебиваемся».

Рузанна рассказывает, что есть такие хопанчи, которые очень мало остаются в Ахалкалаки.

Они в России знакомятся с другими женщинами и забывают про свою семью в деревне. Обычно, они поддерживают связь с обеими семьями, но «здешняя семья остается на втором плане, на первом у них российская семья», - говорит Рузанна.

По мнению Рузанны часто и жены виновны в том, что мужья не возвращаются. Некоторые женщины предпочитают, чтобы их мужья подольше оставались бы на заработках, чтобы посылали много денег. А другие, наоборот, говорят: «Лучше пусть шлет меньше денег, но больше времени проведет дома».

«Ну, немного денег на дорогу, деньги тоже важны, так как другой работы нет, это – источник нашего дохода, но я всегда говорю, что много денег нам не нужно, лучше бы он вернулся домой, был бы рядом с семьей. Хотя бы 6 месяцев был бы здесь, а 6 – там, и чтобы не забывал», - говорит Рузанна, будучи уверенной, что ее муж старается быть больше дома, чем за рубежом.

Сельские жительницы рассказывали, что обычно в ноябре у местных женщин бывают проблемы со здоровьем. Мужья на чужбине подхватывают венерические инфекции, а дома заражают и своих жен.

Большинство заразившихся женщин до тех пор, пока заболевание не осложнится, не обращают на это внимание. Как правило, мужчины не принимают участия в процессе их лечения. По местной традиции, к врачу невесту отводит свекровь.

Ахалкалакцы ребенка называют мальчик, а мальчиков – манч. О детях-девочках почти не говорят.

«В Ахалкалакском районе дефицит девочек, мальчики не могут найти сверстниц, чтобы жениться», - рассказывает Рузанна. Так как здесь предпочитают родить мальчиков, многие женщины вынужденно искусственно прерывают беременность. На вопрос, почему предпочтение отдается детям мужского пола, местные женщины полушутя отвечают: «Манча заиметь выгоднее, он потом на заработки поедет».
Рузанна не хочет, чтобы ее двое сыновей тоже стали бы хопанчи. Старший – Фарид – учится в Мхитарянском образовательном комплексе. Скоро он должен определиться и принять решение о том, станет ли он безбрачным священником, или женатым. Фарид больше склонен к безбрачности, но мать говорит, что не позволят ему этого.

По мнению матери у каждого должна быть семья, каждый должен воспитывать детей. Фарид планирует продолжить образование в Венеции, а Рузанна хочет, чтобы после завершения образования сын вернулся бы домой в деревню, хочет, чтобы женился и стал духовным предводителем села.

Разговоры о Фариде пока остаются не завершенными. Рузанна уверена, что к какому бы решению они не пришли, ее сыновья должны получить образование и не ехать в Россию. Именно для обеспечения затрат на их образование отец в этом году уехал на заработки.

После угощения соседок кофе, Рузанна накрывает на стол для ужина. Ужин и шутки с сыновьями – самая любимая часть ее дня.

Большой Самсар отдаленная деревня Ахалкалаского района.

Здесь находиться дом бабушки Пелиндар. Крыша свалилась под тяжестью снега. Уже пол года некому чинит ее крышу.

Бабушка Пелиндар живет одна, ее сыновья на заработках на хопане.

Пелиндар Торосян была красивой, длинноволосой девушкой. Говорит, что в деревне многие были в нее влюблены, но у нее был возлюбленный, ждала, когда он вернется из армии, чтобы выйти за него замуж. До армии получила от этого парня в подарок шарф, но когда узнала, что в его в семье ее обозвали «языкастой», вернула шарф его матери. Когда жених вернулся из армии, не простил этого поступка Пелиндар. Они расстались.

В 1961 году Пелиндар вышла замуж за другого самсарского парня. Спустя месяцы муж уехал на заработки. Около 25 лет муж Пелиндар каждый год в мае уезжал, в сентябре возвращался. Пелиндар говорит, что она так и не полюбила мужа. Просто он был добрым человеком, она уважала его. «Если любишь человека сердцем, любовь очень хорошая вещь, а любовь без сердца – это сумерки. Если любить без сердца, жизнь пройдет в мучениях, как было у меня», - говорит бабушка Пелиндар.

У Пелиндар трое сыновей, но теперь она живет одна. Все мужчины ее семьи уехали на заработки. Единственный друг бабушки – это телевизор. «Если вдруг испортиться, тогда и правда останусь одна», - шутит она. Когда есть нужда в общении, беседе с людьми, бабушка обращается к фотографии сына, которая уже несколько лет стоит на столе.

Сын бабушки Пелиндар скончался в Сочи в результате несчастного случая. «Во время стройки он поднялся на здание, одежда зацепилась на гвозде и он упал. Врачи не смогли его спасти, у него случилось кровоизлияние в мозг», - рассказывает она. Пелиндар часто вспоминает сына, говорит, что когда в последний раз он сюрпризом приезжал к ней повидать мать, она не узнала сына.

Семья сына Пелиндар остается жить в Сочи. Бабушка жалуется, что внуки больше не говорят на армянском. После потери сына связь с внуками в России оборвалась.

Семья старшего сына живет в Самсаре. Правда, сын на заработках, но внук – Варужик ей сильно помогает, делает для нее покупки, колит дрова.

Муж Карине, Петрос, не поедет на целину. В последний раз, когда он поехал в Россию на заработки, попал в автомобильную аварию, вследствие которой получил временную амнезию (потеря памяти).

Основным источником дохода семьи являются временные сельскохозяйственные работы. В основном, Карине занимается прополкой на полях или собирает картофель. А во время сбора урожая Петрос загружает мешки с картофелем.

Семь лет назад, когда Карине сбежала со своим избранником, она была уверена, что после замужества будут вместе жить в России. Однако, Петрос, один поехал в Россию на заработки, оставив беременную жену в селе. После аварии он вернулся домой, но свою жену он не помнит.

"Я была беременна и испытала огромный шок. Представьте, вы недавно поженились, муж едет на заработки, возвращается и тебя не узнает. Из-за перенесенного мною стресса ребёнок родился с проблемой", - рассказывает Карине.

Джульета родилась с детским церебральным параличом (ДЦП). Родители не сразу распознали болезнь. Когда ребенок немного подрос, они поняли, что она не развивается как положено. Однако денег на лечение ребенка не имели. Джульете необходимо периодически проходить восстанавливающий курс, и каждый раз возникает вопрос откуда найти средства. Петрос не может поехать на заработки, а сезонные подработки на месте способны покрыть лишь ежедневные расходы.

Карине говорит, что самым счастливым моментом в ее жизни было рождение ребенка. Она мечтает о том, чтобы ребенок мог самостоятельно ходить, на своих ногах пойти в школу.

Карине благодарна Богу, что муж, попавший в тяжелую аварию, остался жив. Правда, у Петроса возникли проблемы со здоровьем во время работы в России, но Карине не возражает, чтобы он вновь поехал на целину, поскольку заработанной там суммой сможет оплатить лечебный курс ребенка.

«Мы уже не понимаем, что такое любовь, ребенок в этом состоянии и мы можем думать только о ней и заботиться. Любовь бывает тогда, когда нет проблем», - считает Карине.

Ани Оганесян
Саро Багдасарян
Рима Гарибян
Hetq

Диагностическая карта для ОСАГО онлайн autotalon.ru



Поделитесь этой публикацией с друзьями


Facebook


Читайте также


Самое читаемое

Please publish modules in offcanvas position.