Комитас армянской архитектуры. Великий Рафаел Исраелян

Комитас армянской архитектуры. Великий Рафаел Исраелян

/ Армяне / 26.10.2018

Рафаел Исраелян - один из сложных и многогранных архитекторов, его творчество имеет несколько пластов. Они помогают понять не только процессы, происходящие в архитектуре XX века, но и в культуре вообще. Работы мастера занимают ключевую часть всех международных выставок по советскому модернизму.

25 сентября в ереванском Музее-институте архитектуры состоялось открытие выставки одного из корифеев армянской архитекторы, народного архитектора СССР Рафаела Саркисовича Исраеляна. Она называется "Исраелян: знакомый и незнакомый" и посвящается его 110-летию. На выставке представлено около 50 блестящих работ мастера, многие из которых так и остались на бумаге. Это изумительные эскизы, чертежи и рисунки.

ОТКРЫВАЯ ВЫСТАВКУ, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-ИНСТИТУТА, АРТ-КРИТИК РУБЕН АРЕВШАТЯН отметил, что Рафаел Исраелян - одна из знаковых фигур в армянской архитектуре и его творчество еще до конца не исследовано. "Я очень рад, что мое вступление в должность директора музея-института совпало с выставкой одного из моих самых любимых зодчих, - сказал Р. Аревшатян. - Творчество Рафаела Саркисовича имеет много пластов. Они помогают понять не только процессы, происходящие в архитектуре XX века, но и в культуре вообще. Исраелян - глубоко национальный зодчий, который ввел новое направление в армянскую архитектуру. Его влияние трудно переоценить. Работы мастера занимают ключевую часть всех международных выставок по советскому модернизму. Центральный зал венской выставки 2012 года украшал интерьер Сардарапатского этнографического музея. То же самое было в Сан-Паулу и Стамбуле. Многие современные корифеи архитектуры выражали восхищение работами Исраеляна. Хочу выразить глубокую благодарность всем организаторам этой замечательной выставки, прежде всего семье Рафаела Саркисовича и куратору выставки - моему советнику Ануш Тер-Минасян".

В свою очередь Ануш Тер-Минасян также выразила благодарность семье зодчего и отметила, что Исраелян - это отдельная страница в современной истории армянской архитектуры. "Он не был непосредственным учеником Александра Таманяна, но продолжил традиции великого зодчего, - отметила А.Тер-Минасян. - Он открыл новую страницу. Это был удивительный человек, бесконечно преданный вековым национальным традициям. На выставке можно увидеть и малые формы, виртуозом которых он был, и не менее интересные и уникальные монументальные строения. К сожалению, много блестящих его работ так и не были реализованы".

В 1957 ГОДУ НЕДАЛЕКО ОТ ЕРЕВАНА ИСРАЕЛЯН СОЗДАЛ ОДНО ИЗ САМЫХ необычных сооружений в мировой архитектуре - арку Чаренца. Это постройка из камня и бетона высотой примерно пять метров в виде двух арок, перекрытых скатами кровли. Арка Чаренца расположена на холме, к ней ведут несколько лестничных маршей. По мере подъема в арочных проемах возникает вершина национальной святыни армян - гора Арарат. Поднявшись и войдя в сооружение, человек видит гигантскую двуглавую гору-красавицу, целиком вписанную в арку.
Исраелян начинал свою деятельность в тяжелейшие годы большого террора. В архитектурной среде Еревана происходили драматические события. Незадолго до смерти был обвинен в национализме А. Таманян, после была "репрессирована" его архитектура: национальные идеи, заложенные в Генплане Еревана и нашедшие отражение в главных ансамблях города, подлежали искоренению, а дальнейший путь армянской архитектуры, казалось, был предопределен сугубо тоталитарными принципами. В 1937 году был арестован соавтор Исраеляна, бывший конструктивист Геворк Кочар, и Исраелян самостоятельно продолжил проектирование ереванского винного завода. В тяжелейший период репрессий, направленных не только против людей, но и против идей и мыслей, Исраелян продолжил свой путь национального архитектора, развивая таманяновскую традицию. Новая башня, построенная в наши дни, имеет мало общего с его замыслом. Эскизы вариантов Исраеляна также представлены на выставке.

ЕЩЕ ОДНО ВЕЛИКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСРАЕЛЯНА - ВОЗВЫШАЮЩИЙСЯ НАД Ереваном монумент Победы, внутри которого размещен музей. Основная сложность при проектировании монумента заключалась в том, что он одновременно должен был быть соразмерен величественному окружающему пространству и камерному масштабу парка. Исраелян решил эту проблему с блеском за счет больших гладких плоскостей стен и крупномасштабного декора (знаменитый портал из девятнадцати, ни разу не повторяющихся резных розеток), контраста горизонтальных и вертикальных лапидарных объемов и создал архитектурное произведение действительно высочайшего класса. Исраелян неизменно обращался к историческим примерам - главным образом к классической армянской архитектуре. Но он никого не повторял.

Монумент Победы, как и все творчество Исраеляна, бесспорно, является ярким образцом национального зодчества, но при этом, несмотря на существовавший железный занавес, в его творчестве находили отражение и тенденции общемировой архитектуры. И в этом смысле монумент Победы - произведение в духе позднего ар-деко, но ар-деко национального, что делает его более интересным. На выставке представлено несколько вариантов постамента - один лучше другого.

Нельзя не отметить и его музей в Сардарапате. При проектировании архитектор вновь вернулся к идее крепости. Почти глухое, квадратное в плане здание из местного темно-красного туфа с глубокими нишами на фасадах словно слилось с землей, как древние армянские храмы. И опять по классическим канонам национальной архитектуры.

ОДНУ ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ ЕРЕВАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ, CУРБ САРКИС, СОЗДАЛ не Рафаел Исраелян, но он прекрасно ее отреставрировал. Рельеф местности сложный: река Раздан, мост через нее, далее эчмиадзинское шоссе, которое в старину называлось царской дорогой. На одном из древнейших холмов над каньоном реки Раздан - Коньячный завод (бывший Таиряна, а затем Шустова). Напротив, на другом, не столь высоком холме над рекой некогда стояла крепость с дворцом Сардара. Отреставрированная Рафаелом Саркисовичем, церковь Сурб Саркис в этом архитектурно-художественном контексте представляется ключом, наполняющим духовностью всю панораму.

Рафаел Исраелян был также мастером, спроектировавшим множество домов, особняков. Достаточно упомянуть жилые дома по проспекту Маштоца и по улице Налбандяна, рестораны "Арагил" в Ереване и "Цицернак" в Раздане, санаторий в Арзакане.

В Эчмиадзине у Кафедрального собора посетителей поражают и восхищают хачкары - большие и малые, а внизу - Древо жизни как символ вечности армянского народа. Среди его работ - памятник героям в Нор Аджне, защитникам Муса-лера в селении Муса-лер, участникам Баш-Апаранского сражения 1918 года.

В экспозиции на отдельном стенде представлен проект гостиницы "Ани", которая должна была быть построена около Гюмри и смотрела бы прямо на Кафедральный собор города Ани. К сожалению, и этот замечательный замысел не был реализован. Cреди нереализованных проектов отметим также два блестящих проекта: памятник жертвам Геноцида 1915 года и вариант застройки Северного проспекта.

ТАМАНЯНОВСКОЕ РЕШЕНИЕ СЕВЕРНОГО ПРОСПЕКТА НАВЕЯНО классической композицией улицы зодчего Росси в Санкт-Петербурге, перспективу которой завершает фасад Александринского театра. На ереванском плане перспективу проспекта Таманян также завершил зданием Оперы. Но детального решения Северного проспекта, изображений его композиции, фасадов, выполненных Таманяном, нет . Рафаел Исраелян в эскизе Северного проспекта по-своему расшифровывает таманяновскую концепцию - зеркальная архитектура обеих сторон улицы не имеет ордерного решения (колонн) и выдержана по высоте, подчеркивая, что главным в композиции Северного проспекта является не сама его архитектура, а выделение градостроительной доминанты здания Оперы. В последующих, наиболее радикальных решениях периода модернизма идея выделения Оперы как доминанты приобрела более подчеркнутые формы.

... Сегодня мы отмечаем 110-летие Рафаела Исраеляна. Его по праву можно включить в число крупнейших зодчих XX века, которым удалось решить сложнейшую задачу: создать национальный аналог современной архитектуры. Напомним, что два года назад усилиями родных был создан сайт выдающегося зодчего. Его адрес www.rafaelisraelyan.соm. Он состоит из 7 разделов - главная страница о нем, работы, статьи, видеоматериалы и т д. На каждой странице автор сайта разместил фрагменты воспоминаний о мастере коллег, друзей и учеников. Вот одно из них, на наш взгляд, сформулированное доктором архитектуры Давидом Кертменджяном: "Рафо - это Комитас армянской архитектуры".

Тигран МИРЗОЯН
газета "Голос Армении"

Диагностическая карта для ОСАГО онлайн autotalon.ru



Поделитесь этой публикацией с друзьями


Facebook


Читайте также


Please publish modules in offcanvas position.