Как армянка Агриппина Ваганова стала иконой русского балета. ВИДЕО

Как армянка Агриппина Ваганова стала иконой русского балета. ВИДЕО

/ Армяне / 27.10.2018

Второй Вагановой нет, не было и я не знаю, будет ли?

Майя Плисецкая, народная артистка СССР

Имя Вагановой – икона Русского балета

Людмила Семёнова, заслуженная артистка РСФСР

Ваганова – главный человек в образовательной системе Советского Союза

Николай Цискаридзе, народный артист России

Агриппи́на Я́ковлевна Вага́нова (1879-1951) 

(Информация из Википедии с сокращениями и замечаниями автора) – артистка балета, балетмейстер, педагог, основоположник теории русского классического балета. Народная артистка РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии I степени (1946). Автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской и мировой балетной школы XX века, и разработчик собственной методической системы классического танца, вошедшей в основу подготовки отечественных артистов балета.

Агриппина Ваганова родилась 14 (26) июня 1879 году в Санкт-Петербурге, в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец – Яков Ваганов (Акоп Ваганян) – перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала авторитетная армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян, служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург…

«Люблю Санкт-Петербург. Мой отец там университет кончал, а мне в клинике ЛОР Военно-Медицинской академии нос поставили на место (один козёл сдвинул)». 

«Астраханская армянская община (в основном – анийские и арцахские армяне), дала название городу – Астхакан (Звёздный). Позже армянское слово «астх» («звезда») перевели на латинский язык и вылепили «Астрахан», мол, от хана Астра. Татарский хан с латинским именем? Нарочно не придумаешь. А русские поставили в конце мягкий знак и армянское прошлое осталось под фундаментом. Вот биография этого слова:

Астхакан→Астракан→Астрахан→Астрахань

Кстати, у чувашей сохранился вариант Астракан». 

«Величайшим представителем астраханской (астхаканской) армянской общины мне представляется великий русский поэт Велимир Хлебников (настоящая фамилия - Алабов, то бишь Алабян). С большим трудом, как бы у Википедии зуб вырывают, пишут: «Хлебников имел также армянские корни». Не также, а именно! Отец армянин, значит, сын армянин (мать – запорожская казачка). У нас не матриархат, товарищ Википедия! Мы не возражаем, что Хлебников русский поэт (при нерусских родителях). Но некрасиво загонять в угол его национальность. Без армян не было бы многих продвинутых русских - ни поэта Хлебникова, ни генералиссимуса Суворова, ни философа Флоренского, ни режиссёра Немировича-Данченко, ни святых Бориса и Глеба…

Вспомним также выдающегося представителя астраханской армянской общины, маршала инженерных войск Сергея Христофоровича Аганова (Оганян; 1917-1996). Родом из Арцаха».

«Краткая история. С астраханским другом Францом Оганесовичем Мосиковым проезжаем казахское село Яманцук на притоке Волги. Говорю ему: «здесь много рыб». «Как догадался?» - спрашивает друг. «Внимательно прочти название села». Читает: «яман» по-казахски: «много», а «цук»… «дзук» по-армянски: «рыба»... Моё внимание привлёк ещё один астраханский топоним – Тамала. С таким названием есть армянское село в Грузии (пишут: Дамала). Обращение «аламат» в армянских диалектах означает «множество». Можно использовать в литературном языке как синоним слова «базмутюн» - «множество». Слово-то древнеармянское, происходит от слов: алам – весь, все и ат - место, обитель, сечение…. Мне могут возразить: а на таком-то языке тамала и аламат означают то-то. Ради Бога! Слова многозначные, имеют полное право быть одновременно как армянскими, так и каракалпакскими».

«Топонимы хорошо, но в мою память врезалось пасмурное воспоминание. Служу в Советской Армии в Астрахани. Ранним утром на открытой машине едем на ученье. Холодный, собачьи ветер рассеивает туман… настроение такое же… проезжаем мимо какого-то кладбища. Прапорщик говорит: «Армянское кладбище». Сонными глазами смотрю на хмурые, заросшие могилы моих соотечественников: «Что вы здесь делаете, ребята? Из каких городов и сёл Армении прибыли? На Родине саранча? Алтайские кочевники буянят? А вы чего тут разлеглись?». Тысячелетние армянские могилы от Австралии до Польши, от Бразилии до Канады, от Китая до Ирландии, от Эфиопии до Якутии… Хозяева этих могил - гениальный и героический народ - совершили бессмертные дела и оставили или не оставили могилы на память, оставили или не оставили армянских потомков… Что это?! Какая-то Божья программа? И как же в народе с такой мировой историей и с такими людьми, как Нарекаци, Ширакаци, Айвазовский, Сарьян, Хачатурян, Азнавур… рождаются неадекватные правители, сателлиты, многофункциональные грабители, агенты и шпионы, воришки и коршуны, сороки и стервятники, рогатые дегенераты и пропагандолы, гавкающие из чужих телеящиков на свой народ? Или это выкидыши? Интересно, как питаются выкидыши? Вот, профессор с большим аппетитом и без грамма мозгов пилипос питается в Ереванском гос. университете. Но чувак не доедается, поэтому камни кушает. Особо ему нравятся исторические камни Мецамора и Карахунджа. Их щелкает, как семечки... Кайф! А куда смотрят фараоны?! Почему не одевают намордник на камноеда?! Архитрудный вопрос… Однако оставим мусор нации министру внутренних дел и вернёмся к прелестной Агриппине».

Агриппина Ваганова в 1888 году была принята в Императорское театральное училище… В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций». В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Француз Мариус Петипа, «отец русского балета», не ценил её исполнительского мастерства. В его дневниках можно встретить такую запись: «Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…».

«Сам ты ужастик! А на балет не ходи! Как говорил мой один учитель, «от этого мой петух не перестанет кукарекать!».

Вообще-то часто бывает, когда один гений не воспринимает другого гения».

Ваганова вносила изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.  

Агриппина Яковлевна разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века. 

«Какая-то неопознанная сила меня тянет в Астрахань… Были времена, когда чёрная икра стоила килограмм 25 руб. в магазине и 8 руб. у частников. В каждой семье на столе была чёрная икра и масло. Повседневная еда. Сейчас этого нет. «Хороший» капитализм съел чёрную икру «плохого» социализма. Но не об этом я вспомнил. Когда московские учёные-коррупционеры закрыли мои пути в науку, я приехал в Астрахань защитить докторскую. А здесь в Учёном совете те же московские мордовороты. Мягко говоря, умерли блокирующие меня академики РАН и РАО В.Л. Матросов и И.И. Баврин и их прохвосты. Чем они занимаются в мире ином? Опять тем же? Я из этого мира, где сейчас нахожусь, обращаюсь к ним в мир иной, если эти крысы от науки попали туда:

- Вас нет, и никто на земле вас не вспомнит добрым словом, фиктивные академики, но подлинные бандюги! Грош цена вашим достижениям-однодневкам! А мои математические труды и через 1000 лет будут изучаться! 

Прошу прощения, у нас героиня балерина Ваганова, а не коррупционеры. Слово-то какое – коррупционер! Надо правильно говорить: хищник. Другое выражение из этой лексики: «строптивый или опальный миллионер». То есть, буйный хищник». 

«Среди моих родственников бытует молва, что астраханский Акоп Ваганян родом из Эрзрума, родственник нам, перебрался сначала в Иран, дальше по Википедии. Акопы-Ваганяны в нашем роду развелись, как пчёлы, но нет подтверждающих фактов, поэтому полагаю, что это случайные совпадения имени и фамилии.

Кстати, на одном банкете в Москве по случаю одной никому не нужной диссертации (я пришёл туда на халяву покушать, для этого пришлось выслушать «диссертацию» и кивать головой, как лошадь Пржевальского), у меня спросили: «не являюсь ли я родственником великой балерины Вагановой?». Страшный вопрос! Нашли родственника балерины… я танцевать-то не умею. Я ответил по-чёрному: «мои родственники лежат на Ваганьковском кладбище». Учёные-гурманы замерли. На мгновенье прекратили работу челюсти. Тишина. Благодать!».

«Божественное кладбище

Основа Ваганк названия Ваганьковского кладбища – множественное число имени Ваган: древние армяне говорили Ваганк, т.е. Ваганы. Ныне «ваган» - «щит». До того «Ваган» означало «Божественный».

Ваганьковское кладбище - Ваганов кладбище - Божественное кладбище! 

Это же лучше, чем этимология от слова «вагон»? Души умерших уходят к Богу, а не в вагон. Может быть, я прав. Даже если я не прав, то похороненные на Ваганьковском кладбище великие армянские и русские люди не станут обвинять меня в ошибке. Я люблю обитателей этого Божественного кладбища - Сергея Есенина, Владимира Высоцкого, Леонида Енгибарова, Микаэла Таривердиева, Игоря Талькова, Самвела Матевосяна, Тиграна Петросяна… и пользуюсь у них взаимностью. 

Кто не помнит.

Самвел Матевосян – Герой Брестской крепости. Это он повёл защитников крепости в контрнаступление – в жестокий рукопашный бой».

«Попугаев жалко

Аферист ВПКА в МПГУ защитил докторскую диссертацию (по переливанию из пустого в порожнее). После того, как все попугаи проголосовали «за», аферист удрал, оставив попугаев без банкета… Я даже зауважал афериста. Это был его единственный порядочный поступок: «молодец, уродец!».

Разъяснения: 

МПГУ – Московский Государственный Педагогический Университет.

ВПКА – ФИО афериста. 

Почему четыре буквы? Потому что аферист».

«Ещё один эпизод.

ВПКА высказал мне недовольство, что армяне в Сочи составляют 30 %. 

Спрашиваю: «А сколько положено по Конституции?». 

Нет ответа.

Спрашиваю: «А ты-то, кто по национальности?».

«У меня польские корни».

«Так поезжай в Польшу и там считай армян! 

Куда пропала 300-тысячная армянская община?!».

ВПКА, конечно, в Польшу не поедет вычислять проценты уцелевших армян. За такие вопросы поляки ему пасть порвут. Поляки хоть и разными манипуляциями ассимилировали огромную армянскую общину, но любят и уважают армян: великих поляков армянского происхождение называют армянами, не скрывают, как некоторые. Поляки признали Геноцид армян, стараются чем-то помочь Армении… не надо помогать, пока жив хоть один коррупционер: эти дармоеды любую помощь перенаправляют в свои карманы…

А не выдумывает ли аферист ВПКА своё польское происхождение? Пусть выдумывает!

Почему я остановился на этом субъекте? Потому что он доктор-профессор, учит студентов. Представляете, кто учит студентов?! Провокатор, лжец, обманщик, не гуманный тип, не покормивший голодных попугаев».

…Танцевальные вариации Вагановой называли легендарными или просто «вагановскими». Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала основой мировой балетной педагогики, а ее ученики покоряли самых взыскательных зрителей по всему миру.

Агриппина Ваганова была младшей из трех дочерей Акопа Ваганова. Семья жила в стесненных обстоятельствах, им приходилось ютиться в одном из подвалов на Офицерской улице.

Ваганова с детства мечтала танцевать. Когда ей исполнилось 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Привлекало будущую танцовщицу и то, что успешных учениц принимали на полный пансион - так она могла избавить свою семью от лишнего рта.

«Бедность в танцевальном училище была «неуместна», и ею невероятно стыдились. При всей детской любви к сладкому, мы - дети бедных родителей - копили излишки сахара и передавали их домой, часто скрывая это друг от друга. Как меня мучила моя бедность, как я постоянно скрывала отсутствие у меня даже мелочи на необходимые расходы…», - говорила Ваганова.

Первым учителем Вагановой стал Александр Облаков. Он показывал классу танцевальные движения, которые ученицы отрабатывали снова и снова, пока они не становились безукоризненными… 

Уже во втором классе юные балерины получали роли в спектаклях. Первым образом Агриппины Вагановой стал маленький амур в балете «Спящая красавица» (Мариинский театр). Через несколько лет танцовщицу перевели в класс Екатерины Вазем. Здесь девочки вместе с преподавательницей разбирали технику исполнения элементов, выполняли упражнения, понимая, как эти навыки пригодятся им в будущем. 

В 1895 году Ваганова окончила училище, однако ей пришлось остаться здесь до 17-летия: в театр до этого возраста не принимали, а через год Агриппину Ваганову зачислили в артистки кордебалета Мариинского театра. Свое первое выступление она вспоминала так: «Спеша на сцену, я поскользнулась и скатилась с лестницы, ударяясь затылком о ступени. Искры посыпались из глаз, но, встав, я оправилась и побежала. Да, таков был мой плачевный дебют».

У Агриппины Вагановой не было природных задатков, нужных, чтобы стать балериной: она не была высокой, изящной, пластичной. Ей приходилось тренироваться дольше и упорнее, чем другим. Ваганова постоянно оттачивала свою технику: изучала приемы виртуозной итальянской школы и французского балета с его мягкой изящной пластикой. 

Особенностями ее техники специалисты называли «стальной носок», сильные прыжки и отточенные движения. 

Вариации Вагановой останутся среди легенд балетного искусства навсегда... Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал - от верхов до первых рядов театра.

Критики прозвали Агриппину Ваганову «царицей вариаций». Однако, несмотря на все высокие оценки, сольных партий танцовщица так и не получала. Позже она напишет в своих воспоминаниях: Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины.

В эти годы Ваганова познакомилась с отставным полковником Андреем Померанцевым и стала его гражданской женой. В 1904 году у танцовщицы родился сын Саша. Когда ее сестра умерла, они с мужем взяли в семью оставшихся сиротами племянников.

В 1914 году Агриппине Вагановой предложили станцевать партию в «Шопениане». Вышло это случайно: Тамара Карсавина, исполнявшая в постановке главную роль, подвернула ногу. Ваганова вспоминала: Мне, не избалованной судьбой на сцене, улыбнулось большое счастье. Моя «дерзость» понравилась, успех был большой. 

В 1914 году артистке исполнилось 36 лет. Ее карьера в Мариинском театре закончилась «за выслугой лет». 

Покинув сцену в 1916 году, занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А.А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. 

С наступлением 1917 года в жизни Вагановой начались тяжелые времена: ее муж не смог смириться с политическими потрясениями в стране и покончил с собой. Чтобы прокормить детей, Ваганова выступала с концертами и начала преподавать. Устроившись преподавателем хореографии в частную школу, она поняла, что учить танцам - это ее призвание.

В 1921 году ее взяли на работу в Театральное училище (позже - Ленинградское хореографическое училище, сегодня - Академия русского балета имени Вагановой). Она вырабатывала свою методику преподавания: комбинировала танцевальные упражнения, складывая их в небольшие вариации. Ваганова объясняла будущим балеринам, как работают мышцы, как сделать движения более изящными и легкими. 

В 1925 году на сцену вышла Марина Семенова. После ее выступлений критики писали: Если бы Ваганова выучила так танцевать одну только Марину Семенову, уже этого было бы достаточно, чтобы она оставила о себе славу лучшего педагога своего времени... Это она открыла и мастерски отшлифовала драгоценный бриллиант, заставив сверкать его ярче Солнца…

Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы - это и есть отличительные черты школы Вагановой. 

В 1931 году Агриппина Ваганова стала художественным руководителем балета Мариинского театра. Спустя два года она поставила на его сцене «Лебединое озеро». Балерине присвоили звание Народной артистки РСФСР (1934 год), балет шел в Мариинке еще 10 лет. В это время Агриппина Ваганова выпустила свою книгу «Основы классического танца». Она переиздавалась шесть раз и была переведена на многие европейские языки. Книгу называли «трудом, который должен попасть на книжную полку каждого артиста балета».

После эвакуации Ленинградского хореографического училища в Пермь Агриппину Ваганову вызвали преподавать в Большой театр. Через два года она вернулась в Ленинград и продолжила работу в училище.

Агриппина Ваганова умерла после тяжелой болезни в Ленинграде в 1951 году. Она похоронена на Волковском кладбище. На надгробии балерины изображена танцовщица с книгой в руках.

Вот такая армянка, танцовщица с книгой в руке, обогатившая русскую, армянскую и мировую культуру!!!

Виктор Ваганян

Диагностическая карта для ОСАГО онлайн autotalon.ru



Поделитесь этой публикацией с друзьями


Facebook


Читайте также


Please publish modules in offcanvas position.