Связующее звено Армении с русской культурой

Связующее звено Армении с русской культурой

/ Культура / 26.10.2017

Мы помним, каким метеором сверкнул Спиваков - тогда еще молодой, хотя уже и широко известный артист - на музыкальном горизонте Еревана в начале 80-х годов, с каким триумфом прошли гастроли руководимого им оркестра "Виртуозы Москвы". В одном из первых концертов участвовал совсем еще юный, помеченный Богом пианист Евгений Кисин. Сыграв с "Виртуозами" концерт Моцарта, он произвел ошеломляющее впечатление, снискал восторженные овации.

ТАКИХ ОТКРЫТИЙ БЛАГОДАРЯ СПИВАКОВУ У НАС БЫЛО НЕМАЛО. Сколько раз он выходил на эту сцену, даря нам мгновения чистой радости. В этом зале мы испытывали величайшую радость от согласного звучания его оркестра, от каждого аккорда, от каждого инструмента в нем. Так было с первых его гастролей более тридцати лет назад, так происходит и сегодня. Все эти годы он безостановочно идет вперед, завоевывая все новые пространства, прокладывая себе путь нескончаемым, нечеловеческим трудом. Один из самых ярких музыкантов, Спиваков напоминает средневекового рыцаря, который всегда там, где люди больше всего нуждаются в нем. Поражают, с одной стороны, высочайшая культура, глубокая образованность, интеллект, горячий сильный темперамент, тонкий вкус, а с другой - всепоглощающая любовь к своему делу, феноменальная одержимость творчеством.

Вряд ли надо объяснять, почему в качестве связующего звена между Россией и Арменией избран именно он. Это артист, аккумулировавший в своем творчестве сложнейшие поиски современного исполнительского искусства. Но не только поэтому: в нем мы видим личность, способную связать частную судьбу со всем мирозданием, дать новые силы, уверенность, сделать каждого сопричастного его искусству одухотвореннее, чище. Мы его любим за то, что откровения, добытые его талантом, он делает и нашим достоянием, за то, что лишенный каких-либо атрибутов власти, он безраздельно властвует над нами, как мало кто иной. И еще - что само по себе немаловажно - мы любим его за беспрецедентное внимание к Армении.

Можно ли вычеркнуть из памяти гюмрийцев выступление Спивакова и его единомышленников в разрушенном землетрясением городе в самые горькие дни их жизни! А сколько благотворительных концертов дали Владимир Спиваков и его "Виртуозы" после нашей трагедии! В 90-е годы в дни фестиваля в Кольмаре были собраны средства для помощи детям, пострадавшим во время декабрьской трагедии, а в самом Кольмаре открыт счет, на который музыканты переводили деньги, предназначенные для благотворительных целей. Поэтому неудивительно, что в эти дни, когда страна отмечает две юбилейные даты - 110-летие со дня рождения Арама Хачатуряна и 80-летие выдающегося скрипача, создателя Государственного камерного оркестра Армении Зарэ Саакянца, с которым В.Спивакова долгие годы связывала подлинно творческая и человеческая дружба, - он снова с нами. Мне приятно отметить, что билеты на первые концерты "Виртуозов" я получала из рук замечательного музыканта и яркой личности - З.Саакянца. О нем и пойдет речь.

"Я ДУМАЮ, ЧТО ТАКИЕ ЛЮДИ, как Зарэ Саакянц, Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Минас, Левон Мкртчян, Паруйр Севак, несмотря на то что физически из жизни уходят, остаются с нами навсегда. Нам передается не только генетическое, но и великое духовное наследство. Зарэ озаряет жизнь последующих поколений. Я был студентом Московской консерватории, когда впервые увидел Зарэ Саакянца, молодого, красивого, высокого человека. Нас познакомил мой педагог Юрий Янкелевич. Меня поразило его удивительное благородство - и внешнее, и внутреннее, его духовность. Я еще не знал, что он войдет в мою жизнь как друг, как отец моей жены, дедушка моих детей. Как человек, который навсегда сблизил меня с вашей страной, ее людьми. Я думаю, многие армянские композиторы благодарны ему за пропаганду музыки XX века..."

Эти слова, сказанные блистательным Владимиром Спиваковым, я записала в начале концерта, посвященного памяти Саакянца, лет десять назад. Зарэ Гайковича нет с нами уже 28 лет. Но память об этой уникальной личности удивительно стойка. Замечательный музыкант - скрипач, альтист, дирижер, основатель коллектива выдающегося художественного значения - Государственного камерного ансамбля Армении, он оставил немеркнущий след в нашем исполнительском искусстве.

Зарэ был удивительно талантлив. Талант в обескураживающем завистников и восхищавшем друзей редчайшем сценическом обаянии. В удивительном умении держать форму. В исключительном знании ремесла. В неослабевающей потребности слушательского внимания. Саакянц владел колдовской тайной настройки, включения внимания, эмоций публики. Но у Зарэ был и другой дар. Дар быть Человеком. Этот дар выше любого профессионального таланта. В искусстве исполнитель, наделенный этим даром, становится для своего поколения не просто знаменитым артистом, но и властителем дум.

Вокруг Зарэ существовала особая жизнь, украшенная его поэтическим воображением. Поэтому и общаться с ним было интересно. Многие, кому посчастливилось с ним работать, отмечают, что играть с этим талантливым музыкантом было счастьем. Зарэ Гайкович любил повторять, что талант, кроме всего прочего, - это великая любовь одного ко всем. Сам он испытывал чувство восторженной почтительности к людям, умевшим делать то, чего не умел он сам.

ВО ВСЕМ, ЧТО ДЕЛАЛ СААКЯНЦ, поражали полное отсутствие утилитарных целей, неудержимость в работе. Словно его заставляла действовать неутомимая жажда высказать то, что он слышал внутри себя. Все эти огромные миры, которые он носил в себе, требовали выхода, воплощения. Можно себе представить, как тщательно он подбирал музыкантов из числа лучших выпускников и аспирантов Ереванской консерватории для своего ансамбля. Коллектив отличала особая сыгранность, а артисты стали со временем как бы продолжением самого Зарэ. О постоянном развитии камерного ансамбля говорила его ориентация на премьеры, частое пополнение и без того нетривиального репертуара.

Зарэ Гайкович умел зажечь оркестрантов своими идеями. Вместе они создавали удивительный мир, который представал перед публикой при каждой встрече. Если бы было можно собрать все те вечера, которыми оркестр обласкал души людей, из них можно было выстроить целую музыкальную эпоху.

Саакянц никогда не шел на поводу у публики, включая в программы только популярные вещи. Он мог вставить в программу только что законченное произведение современного композитора. В сочинениях авторов, часто неизвестных, он всегда искал и чаще всего находил хорошее, был жаден до всего удачного, поддерживал индивидуальности. А самому ему индивидуальности было не занимать. Речь не только о его таланте, но и человеческих достоинствах: он обладал врожденной чистотой, и сам в людях ценил искренность, качество, редкое как тогда, так еще более - сегодня.

Болгарская газета "Отечественный глас" отмечала после гастролей коллектива З.Саакянца: "Зарэ Саакянц не дирижирует так, как это принято в обыкновенном оркестре, сам превосходный скрипач исполняет партию первой скрипки, ведет за собой оркестр, увлекая своих коллег и покоряя слушателей. Изменения темпа и нюансировку он определяет едва заметными движениями. Вероятно, эта манера исполнения (намного более эффективная, чем исполнение с дирижером) связана с многочисленными и трудными репетициями. Но блестящему результату способствовало и нечто другое, основное, отличающее искусство этого коллектива: умение участников слушать друг друга, откликаться одновременно на самые тонкие нюансы, что создает чувство гармонического единства, присущее исполнительскому стилю коллектива. Все не только осмыслено, но и глубоко прочувствовано".

Мне приходилось порой бывать на репетициях Зарэ. Поражала неслыханная работоспособность. Он мог часами репетировать, требуя идеального исполнения, божественного огня.

ПРИРОДА ОДАРИЛА СААКЯНЦА НЕОБЫКНОВЕННО ЖИВЫМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ и ораторским талантом, способностью к метким суждениям, силой убеждения и, наконец, непобедимым личным обаянием. Работая в газете, мне не раз приходилось обращаться к нему, потому что в редакции высоко ценили его мнение, свойственную ему тонкость, точность, умение дать верный совет. Помнится, нашей газете понадобилась статья о каких-то музыкальных проблемах, и, естественно, мы остановились на кандидатуре Зарэ Гайковича. Сроки поджимали, и пришлось побеспокоить его после изнурительной репетиции. Несмотря на усталость, он увлекся темой так, что не понадобились заранее составленные вопросы. В его высказываниях все было важно, он заставлял думать не только над сказанным, но и над недосказанным.

Вся прожитая им жизнь - это мощнейшая борьба духа, святая преданность музыке, отечественной культуре. Это жесткое и совершенно бескомпромиссное понимание основ жизни, которое мы называем простым словом: порядочность. Поэтому такие личности остаются путеводной звездой, уроком нравственного отношения к профессии.

Наталья ГОМЦЯН, ГА



Поделитесь этой публикацией с друзьями


Facebook


Читайте также


Please publish modules in offcanvas position.