Без года век: 99 лет исполняется сегодня Николаю Никогосяну — самому свободному советскому художнику

Без года век: 99 лет исполняется сегодня Николаю Никогосяну — самому свободному советскому художнику

/ Культура / 02.12.2017

Беседу с Народным художником России Николаем Никогосяном начали с вопроса, что он в первую очередь вспоминает из Армении, которую покинул более 70 лет назад. «Воду! Конечно же, воду, — воскликнул мастер. — И еще: Сарьяна и Аветика Исаакяна!».

Никогосян является одним из авторов здания МГУ на Воробьевых горах. Его памятники стоят в разных городах бывшего Советского Союза, но он особо гордится памятниками, уставленными в Армении: в Ереване — известным поэтам Микаелу Налбандяну, Чаренцу, Ваану Терьяну, в Гюмри — поэту и писателю Аветику Исаакяну. Помимо крупных монументальных работ Николай Никогосян является признанным мастером живописного и скульптурного портрета.

Родился мастер в маленьком селе Октемберянского района Армянской ССР. «Я сын крестьянина. Родился в селе Налбандян (бывший Большой Шаграр) в 1918 году. С этим местом меня связывают очень нежные воспоминания, несмотря на то, что жил там в далеко не простое время. Время становления великого Советского Союза, который оказался не таким уж великим, как нам внушали. Нас было шестеро детей. Из них только мне удалось достичь чего-то в жизни. К сожалению, никого из них уже нет в живых», — говорит Никогосян,

«Отец был состоятельным человеком и пострадал от Советской власти», — вспоминает мастер. И в 1930-е годы семья переехала из села в Ереван. Тем не менее, связь с селом не была прервана. «Я очень рад и горжусь тем, что в моем селе мне удалось поставить памятник погибшим воинам — моим товарищам и односельчанам, не вернувшимся с войны».

«Желание творить я почувствовал с самого детства, лет с 5. В юношеские годы был пастухом, но и тогда творчество не выходило из моей головы. После переезда в Ереван занимался балетом, а потом поехал учиться в Ленинград''. Здесь Никогосян неожиданно увлекся скульптурой и поступил сначала в Ленинградскую художественную школу, а потом — в Академию художеств.

Незаурядным для советских времен образом произошло возвращение мастера в Армению. Накануне войны он был исключен из Академии, как сам вспоминает, «за хулиганство», и вернулся в Ереван, где активно работал во время войны. А после ее окончания переехал в Россию, но уже в Москву.

«Вы отличаетесь свойством называть вещи своими именами. Мешало ли это вам в жизни?» — спросили мастера. «Да, очень. Люди обычно скрывают свои мысли. Правда всегда мешает. Правду надо чувствовать, но не говорить о ней. Но когда мне давали слово на собраниях, собравшиеся заранее знали, что я скажу правду, которую все ждут. Но мне за это влетало. Однажды один художник сказал мне: «Нико, какой ты умный! Всегда знаешь, что сказать!» А я ответил: «Я не умный, просто вопросы, которые меня мучают, я всегда ношу в себе и размышляю над ними. Когда приходит время и место, рождается мысль».
Тем не менее, Николай Никогосян в СССР умудрился стать неподвластным конъюнктуре. О его независимости от истеблишмента в творческих кругах Москвы ходили легенды. В 1978 году был награжден Государственной премией СССР, в 1982 он стал Народным художником СССР. Уже после распада Советского Союза стал академиком Российской академии художеств. Его работы украшают собрания Третьяковской галереи, Русского музея, различных галерей городов России и бывших советских республик, и конечно, Национальной галереи Армении.

Армения высоко оценила заслуги Мастера, наградив его высочайшей национальной наградой — Орденом Месропа Маштоца.

Мастер и сегодня ежедневно работает. Спрашиваем о том, что его вдохновляет? «Красивые девушки, природа. Наш учитель — природа, выше нее мы не поднимемся. Наше искусство основано на рисунке, сейчас, к сожалению, рисунку мало уделяют внимания, а это не правильно! До сих пор я ежедневно работаю над своей техникой рисования».

«Я очень люблю талантливых и выдающихся людей. И жизнь щедро наградила меня встречами и дружбой с такими видными деятелями культуры и науки, как композиторы Хачатурян и Шостакович, балерины Уланова и Плисецкая, академики Амбарцумян, Ландау и Зелинский, поэтесса Капутикян и многими другими». Эти встречи всегда находили отражение в творчестве художника в сериях портретов. 





Поделитесь этой публикацией с друзьями


Facebook


Читайте также


Please publish modules in offcanvas position.