Культура

Арцахская девочка завоевывает мир искусством вышивки

Про арцахскую девочку, которая завоевывает мир искусством вышивки, написал «Голос Армении»:

«Жительница Шаумяновского района Республики Арцах Аракс Мирзоян впервые познакомилась с искусством вышивания в 19 лет, когда, собираясь стать журналистом, училась в Арцахском государственном университете. Тогда она сразу же ощутила магию этого вида рукоделия, берущего начало из глубины веков, особо развитого у армян, создавших в течение веков большое разнообразие школ вышивки и владеющих всеми ее секретами.

ТРАДИЦИОННУЮ АРМЯНСКУЮ ВЫШИВКУ АРАКС ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛА у одного из своих преподавателей, которая и взялась обучать ее секретам этого рукоделия. Для девушки из Нор Браджура это было открытием и в то же время чем-то волшебным, заманившим ее в свои сети раз и навсегда. Это была знаменитая вышивка Мараша, о которой нередко говорят: «Искусство камнетесов, повторенное руками хрупких армянок». Вышивать в «мараше» Аракс Мирзоян наловчилась довольно быстро — велик был и ее интерес к традициям предков, и талант, которым она была наделена от рождения. По ее словам, в те годы в Арцахе было трудно найти информацию об искусстве вышивания, и она стала искать книги о вышивке и видео в интернете, брать онлайн уроки у сирийских армянок, пытаясь не упустить ни одной детали и следовать традициям.

Сегодня Аракс – одна из лучших мастериц, которой подвластны разные виды искусства вышивания. За 5 лет творчества она добилась немалых успехов, участвовала в конкурсах прикладного искусства в Арцахе, ее работы удостаивались высокой оценки и признания.

«Я родилась в Чаренцаване, мне не было и двух лет, когда после первой Карабахской войны моя семья переехала в освобожденное село Нор Браджур Шаумяновского района НКР. Село расположено между монастырем Дадиванк и Карвачаром, то есть, с одной стороны мы соседствовали с жемчужиной армянской средневековой культуры, с покрытыми уникальным орнаментом хачкарами, а с другой были рядом с административным центром региона, жизнь в котором в некотором смысле была лишена культурной составляющей. В нашем селе, как и в Карвачаре, не было школ или кружков по искусству, но у детей и подростков была особая тяга к познанию культуры своего народа и искусству вообще. Любая инициатива в сфере культуры вызывала интерес всех», — вспоминает Аракс Мирзоян.

Постепенно Аракс начала выступать в Степанакерте с разными инициативами – персональными и групповыми и, набравшись опыта, стала преподавать искусство вышивки. К тому времени она овладела навыками кромочного шва, вышивкой Урфы, искусством вышивания кружев Вана и техниками других традиционных армянских школ, начала принимать частные заказы – в качестве хобби. Позже она основала бренд Shogher Handmade. Участие в конкурсах принесло ей известность и привлекло внимание арцахской общественности к ее авторским работам.

«Последний конкурс с моим участием прошел в Арцахе. В нем было несколько номинаций – ковроткачество, изготовление карпетов, вышивание и т.д. Я представила скатерть, украшенную вышивкой «мараш». Работа была отмечена по разным параметрам», — вспоминает Аракс Мирзоян, которая никогда не упускала возможность изучать армянское искусство вышивания во всей его полноте и в нюансах разных техник.

ПОСЛЕ 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ И ОККУПАЦИИ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ АРЦАХА Аракс Мирзоян, как и тысячи наших соотечественников, осталась без дома и вместе с родными вынужденно переехала в Армению. На войне она потеряла и отца, храбро сражавшегося с врагом. С сентября 2021 г. она преподает искусство вышивания в Гадрутском культурно-образовательном центре «Дизак Арт» Еревана, где знакомит с азами и секретами разных школ вышивки не только своих юных воспитанников, но и взрослых сотрудников центра. В свою работу Аракс внесла и некую творческую свободу, так как не только обучает детей техникам вышивания в рамках традиций, но и учит создавать авторские изделия, вносить свое «я» в работу.

«У меня был не один опыт творческого подхода к вышивке. Однажды я попробовала вышить секретным швом «мараша» абстрактный узор на сумке, используя при этом и другие техники вышивания. Получилось нечто вроде традиционной вышивки, решенной в современном ключе, — рассказывает Аракс Мирзоян. – Сейчас со своими учениками центра «Дизак Арт» я работаю над картой-панно Армении размером 30х40 см. Каждому из детей дано задание – вышить по одному марзу Армении и району Арцаха. Большинство моих учениц — из Гадрута, и каждая сразу пожелала вышить родной край. Но я взяла Гадрутский район на себя, попросив девочек изучить и вышить другие регионы Армении и Арцаха. Работа требует осторожного подхода, я помогаю своим девочкам вышивать тонко, небольшими стежками. Получается, что дети, вышивая карту родины, знакомятся с ее географией, центрами регионов, речками и т.д. чуть ли не в миллиметрах, причем через искусство вышивки, что необычно. Уверена, что если каждый из нас, взрослых, будет прививать детям патриотизм в рамках своей профессии и умений, мы сможем вырастить поколение, способное изменить ситуацию в Армении и Арцахе к лучшему».

За истекший год юные воспитанницы Аракс Мирзоян стали вышивать значительно аккуратнее, тоньше, нежнее, перешли к вышивке на одежде, сумках и т.д. Работы юных вышивальщиц «Дизак Арт»-а участвуют в выставочных проектах. От детей не отстают и преподаватели центра, которые, хоть и выучились пока лишь технике «мараша», но уже пробуют применять ее на своих личных изделиях и даже вышить символ «Дизак Арт»-а на костюмах воспитанников танцевального кружка.

Погружение в искусство вышивания очень изменило жизнь Аракс Мирзоян. Окончив бакалавриат в АГУ, в Степанакерте, она поступила в магистратуру Ереванского государственного университета по направлению «Арменоведение».

«ЕСЛИ Б НЕ «МАРАШ», Я БЫ, ВЕРОЯТНО, ПРОДОЛЖИЛА СВОЙ ПУТЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ. Но вышивка, доставшаяся нам в наследство от наших прапрабабушек с оформленными традициями и четким разграничением школ и техник, стала для меня предметом арменоведческих исследований, – рассказывает Аракс. — В «мараше» есть нечто символическое, таинственное, в нем крестики, соединяясь друг с другом, создают узоры, содержащие смыслы, которые надо знать, чтобы вышивать правильно, не отклоняясь от их сути. В этих крестиках, как бы пересекаются силы четырех стихий, а в самих узорах скрыта символика, присущая армянскому мировосприятию. Неслучайно в истории нашей страны, которая время от времени находилась под игом врага, был период, когда женщинам запрещали выходить на улицу в национальных таразах с вышитыми на них узорами. Враг пытался тем самым уничтожить культуру и мышление армянского народа, запечатленных в искусстве вышивки».

Работая над магистерской диссертацией, тема которой касалась тотемизма, Аракс нашла много общего между этой ранней формой религии и армянской традиционной вышивкой. Один из примеров – бытовавшая у армян традиция, связанная с пятничной ночью в преддверии Пасхи, когда мать вышивала красной нитью на задней части рубашки сына древо жизни, чтобы уберечь его от удара молнии.

«Об этом писала еще Серик Давтян в своей книге «Армянская вышивка». Данный пример указывает на связь искусства вышивания у армян с их древними верованиями, фольклором и т.д., — говорит Аракс Мирзоян. – Когда изучаешь вышивку не только с точки зрения ее техник, но и смыслового содержания, понимаешь, что она является своего рода характеристикой национального облика армян, их традиций, жизненного уклада, мышления. Сегодня я не представляю свою жизнь без вышивки: она просто была бы лишена всякого интереса, который мне удалось вызвать и у своих воспитанниц центра «Дизак Арт». Уверена, этот вид рукоделия, унаследованный от наших предков, поможет вырастить в моих учениках то зерно, которое мы именуем национальным самосознанием»».

Похожие записи