Культура

Блестящее завершение главного события армянской музыкальной осени

Концертным исполнением оперы «Бал-маскарад» Верди Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна завершил свое самое важное событие сезона: XV международный фестиваль классической музыки, посвященный 120-летию Арама Хачатуряна.

 В течение всех фестивальных дней в концертном зале исполнялась музыка высочайшего класса — от Третьего фортепианного концерта Прокофьева, Скрипичного концерта Хачатуряна, его камерных произведений до произведений Форе, Мануеля де Фалья, Феликса Мендельсона, Мансуряна, Камила Сен-Санса, Александра Арутюняна, Брамса и, наконец, Верди.

В концертах этого замечательного марафона принимали участие видные артисты, многие из которых уже завоевали мировое признание — солисты Дмитрий Маслеев (фортепиано), скрипачи Сергей Хачатрян, Августин Хаделих, Ануш Никогосян; Роберто Просседа (фортепиано), блестящий певец Рамон Варгас, виолончелистка Сильвия Кьеза, пианисты Маурицио Бальини и Айк Меликян и другие. Помимо основного дирижера фестиваля Эдуарда Топчяна за дирижерским пультом стояли Валентин Урюпин, Станислав Кочановский, Диего Мартин-Эчебаррия и Рубен Асатрян.

Концертное исполнение оперы «Бал-маскарад» Верди, до сегодняшнего дня одного из самых репертуарных из всех авторов оперной музыки мира, явилось блестящим завершением фестиваля. В этом проекте помимо филармонического оркестра под управлением Э. Топчяна и солистов участвовали Национальная академическая капелла Армении под управлением Оганеса Чекиджяна и хор Ереванской специализированной вокальной школы по охране детских голосов (художественный руководитель — Каринэ Аракелян, дирижер — Эмма Аракелян).

«Бал-маскарад» Верди написал вслед за величественно-монументальной оперой «Симон Бокканегра». Но, как оказалось, полное сценических контрастов, эффектных сцен: благородное для оперного воплощения либретто Скриба имело и недостатки: оно несло с собой нежелательный цареубийственный мотив, в результате чего несколько раз переделывалось и утратило социально-политический характер. Место действия было перенесено за пределы Европы, а в роли главного героя был уже не король, а губернатор Бостона — граф Ричард. В центре сюжета — вымышленная любовная интрига: Ричард гибнет жертвой роковой ошибки. Он убит преданным другом, который считает его соблазнителем своей жены.

В день концерта публика заняла весь зал, не было ни одного свободного места, а сама сцена, заполненная до предела оркестром, хорами, солистами, представляла грандиозное зрелище. Несмотря на отсутствие особого театрального антуража, декораций, костюмов и прочего, исполнение оперы вызвало живой интерес собравшейся публики.

Опера «Бал-маскарад» отмечена высокой зрелостью мастерства. Выразительный оркестр, великолепные контрастные ансамбли, сочетание ярких, запоминающихся мелодий и отточенность музыкального письма, ставят эту оперу в число лучших достижений Верди. Сложная изысканная партитура, требующая от каждого оркестранта мастерства, а от певцов, помимо музыкальности, великолепного вокала, драматических данных, еще и ансамблевой виртуозности, была исполнена с замечательным попаданием в стиль, с той интонационной пластичностью звуковой линии, мягкостью колорита, обилием нюансов, тем особым поэтическим флером, которых и требует эта красивая музыка. Воодушевление зала было вызвано, помимо всего, и участием в концерте ярких солистов — тенора Марсело Пуенте в партии Ричарда, губернатора Бостона, баритона Богдана Бачу (Ренато), сопрано Евгении Муравьевой в партии Амелии, Юлии Меннибаевой в партии Ульрики…

По мнению автора материала в «Голосе Армении», представляется вполне естественным тот факт, что в таких тесных условиях, когда на сцене и оркестр, и хоры, и все действующие лица, певцам было нелегко реализовать свой творческий потенциал. И тем не менее, им удалось высветить характеры героев, избежать мелодических излишеств, не жертвуя эмоциональным накалом. Глубокое дирижерское прочтение, высокая культура капеллы и хора специализированной школы, отличные работы солистов — все это дает основание отнести концертное исполнение «Бала-маскарада» вслед за «Отелло», «Риголетто», «Симоном Бокканегра», «Аиды» Верди, «Мадам Баттерфляй», «Турандот», «Тоски» Пуччини, «Паяцев» Леонкавалло, «Евгения Онегина» Чайковского к лучшим работам оркестра и его главного дирижера в оперном жанре.

Музыка оперы звучала свободно и вдохновенно, создавая цельную музыкальную форму. Дирижер с особой любовью и тщательностью моделирует каждую интонацию, уступая, насколько смог, дорогу певцам, не провоцируя их на крик, соотнеся звучание каждой вокальной и инструментальной фразы с пением, со сценическим движением, паузой исполнителей-солистов. Оркестровая картина была предельно целостной, сосредоточенной и надежной. Слушать оркестр было приятно и спокойно.

«Среди исполнителей приятное впечатление оставил тенор Марсело Пуэнте в партии губернатора Бостона — Ричарда. Его пение было наполнено какой-то особой лучезарной магией. Обаяние и силу его эмоционального воздействия почувствовали на себе многие из тех, кто сидел в зале. Марсело Пуэнте восхищает не только уникальным голосом, но и драматическими данными. Задушевность, обаяние теплоты раскрывает он в первые же минуты, восхищая разнообразием вокальных красок. Прекрасно звучат его ария «Вновь хоть на миг моя любовь», чудесная баркарола «Скажи, не грозит ли мне буря морская».

Музыка оперы во всех сценах отличается живостью, красотой и богатством мелодии, выразительностью оркестровых красок. Действие изобилует яркими контрастами: мрачные сцены сменяются радостными, а драматическая развязка происходит на фоне бала. Особую выразительность музыке придают песенные и танцевальные жанры. Превосходны хоровые и ансамблевые сцены. Ария Ричарда «Вновь передо мной блеснет она» рисует обаятельный, восторженный и искренний образ влюбленного. Полно благородства ариозо Ренато (его партию исполняет великолепный баритон Богдан Бачу) «Облеченный свыше властью я», написанное в ритме болеро. Весело, беззаботно звучит баллада пажа Оскара (эту партию замечательно исполняет сопрано Ольга Пудова). Мощно звучит терцет, где широкий мелодический распев партий Амелии и Ричарда сплетаются с короткими речитативными репликами колдуньи Ульрики, партию которой исполняет Юлия Меннибаева. Ария Ричарда «Волна не изменит мне в море седая» дополняет портрет графа Ричарда иными чертами характера — мужеством, отвагой, юношеским задором»,- также написал автор материала на сайте «Голос Армении».

«Хорошее впечатление оставил баритон Богдан Бачу в партии Ренато. Яркий артистизм, совершенное владение вокальной техникой позволяют ему достигнуть истинных высот мастерства в воплощении незаурядного образа секретаря и друга губернатора. Замечательно справляется со своей вокальной партией Ольга Пудова, создавая образ избалованного, шкодливого подростка — подвижного, нахального и трогательного. Хороша, убедительна в роли гадальщицы Ульрики меццо-сопрано Юлия Меннибаева. Она красива и величественна, профессиональна в своем ремесле, разгадывая судьбы людские. Ее зловещее пророчество сбывается: Ричард гибнет от руки своего друга Ренато. У нее красивый голос, богатый нюансами.

На мой взгляд, меньше вокальных красок было у главной героини – Амелии, чью партию исполняла Евгения Муравьева. Она показалась сверхспокойной, бесстрастной, чем это положено по роли.

Отлично справились со своими партиями солисты Национального академического театра оперы и балета Ашот Гантарджян (бас, Сильвано), Ованнес Нерсесян (бас, Самуэль), Айк Тигранян (бас, Том), а также артист Арамо Мамиконян (тенор, судья). Не впечатлил юный тенор Ален Манукян в роли слуги Амелии.

Как бы то ни было, публика очень тепло отнеслась к концертному исполнению оперы. Концерт вызвал неповторимый духовный подъем, радостное общение исполнителей и слушателей. И вокал, и музыка – благородная, прекрасная в своей душевной радости и чистоте – были центром притяжения для слушателей. Так завершился еще один фестиваль»,- также отметил он.

Похожие записи