Культура | Новости

Цицернакаберд и Мать-Армения: популярный русский фотограф провел выставку об архитектуре Армении в Армянском музее Москвы

12 февраля в Армянском музее Москвы состоялось открытие персональной выставки фотографа Арсения Котова «Архитектура Армении: советское наследие». Путешествуя по бывшим республикам СССР, Арсений запечатлевает оставшиеся нам в наследие от советской эпохи памятники архитектуры — грандиозные как по своему замыслу, так и по воплощению.

Его снимки позволяют в абсолютно новом свете взглянуть на родные города каждого из нас. Улицы, жилые кварталы, здания открываются с тех сторон, которые мы часто не замечаем или считаем привычными и обыденными. Фотографии Арсения Котова возрождают интерес к истории советской архитектуры (в частности, к такому её направлению, как советский модернизм) и заново открывают её красоту в идеях и образах, объединявших когда-то одну огромную страну.

7.jpg

В открытии выставки принял участие основатель Армянского музея Москвы Рубен Цолакович Григорян.

«Архитектура — это летопись исторических событий. Как отмечал художник Вардгес Суренянц, памятники культуры «неразрывно связаны со всеми течениями жизни армянского народа».

Об этом говорит и многовековая архитектура Армении с её древними храмами, и архитектура более позднего времени — периода Советской Армении, памятники которой мы видим на открывшейся в Армянском музее Москвы фотовыставке Арсения Котова.

Через свои снимки, сделанные в Армении и других бывших республиках СССР, фотограф рассказывает нам об огромном культурном пласте и эстетике советской эпохи, явленной в архитектуре.

В Армении направление советского модернизма дало нам множество имён талантливых архитекторов и скульпторов. Это Артур Тарханян, Рафаел Исраелян, Ара Арутюнян и многие другие. Без памятников этих мастеров мы не мыслим сегодня наших городов.

Среди них Цицернакаберд, увековечивший память о трагедии Геноцида армян в Османской империи, и памятник „Мать-Армения“— отразивший победу в Великой Отечественной войне и пройденный советскими народами общий исторический путь. И наша задача — помнить историю и сохранять её памятники», — отметил Рубен Григорян в своём приветствии, направленном к открытию выставки «Архитектура Армении: советское наследие».

Выставка Арсения Котова вызвала живой интерес и собрала много гостей, среди которых было немало тех, кто давно следит за творчеством Арсения — на его Instagram подписаны более 300 тысяч человек! На открытии у всех была возможность пообщаться с фотографом и задать ему вопросы — спрашивали о технике и методах работы, о маршрутах путешествий, любимых странах и впечатлениях от поездок.

Интересовались у Арсения и о фотографиях, сделанных с высоты. Складывается впечатление, что эти снимки создаются с помощью дрона — настолько они красивые и позволяют взгляду «дотянуться» до горизонта. Но нет, поясняет фотограф — дроном он практически не пользуется, захватывающие кадры он делает с разных высот, например, с крыш или других возвышений.

Открывая выставку, Арсений рассказал о каждой фотографии и местах, запечатлённых им в своих путешествиях по Армении, где он был трижды.

1.jpg

На выставке в Армянском музее Москвы среди представленных работ фотографа можно увидеть такие памятники советской эпохи, как Мемориал памяти жертв Геноцида армян «Цицернакаберд», мемориальный ансамбль «Сардарапат», монумент «Мать-Армения» в ереванском Парке Победы, памятник богине Цовинар в городе Раздан, старый терминал аэропорта Звартноц, станция метро «Еритасардакан», Бюраканская астрофизическая обсерватория, уникальный зеркальный радиотелескоп Геруни, Музей братьев Микоян, столовая Дома отдыха Союза писателей Армении на озере Севан.

В серии армянских фотографий Арсения есть и такие, которые знакомят с древними монастырями Армении. Сюжеты этих снимков нехарактерны для творчества фотографа, интересующегося в основном советской архитектурой. Однако не уделить внимание армянским храмам он не смог — в них его поразила сохранившаяся первозданность. Приятно обрадовала Арсения и открытость местных жителей, гостеприимно приглашавших его на чашку чая.

«Арсений не концентрируется только на форме, он выделяет образ. Фактор созерцания наследия очень важен в его работах, ведь прошло не так много времени, чтобы мы глубоко восприняли ценность архитектуры советской эпохи, в отличие, например, от архитектуры дореволюционной.

Благодаря работам Арсения мы можем увидеть наследие в обыденных для нас панельных домах и, главное, разглядеть в них часть себя. Его кадры, приближающиеся к художественным произведениям, не спутаешь ни с какими другими — здесь и мастерство, и техника, и оригинальные пейзажи», — отметил на открытии выставки Тигран Арутюнян, архитектор, историк архитектуры, автор статьи, сопроводившей экспозицию фотографий Арсения Котова.

2.jpg

Фотовыставка Арсения Котова «Архитектура Армении: советское наследие» продлится в Армянском музее Москвы до 6 марта включительно. Вход на выставку свободный. График работы: среда, четверг, пятница (с 12:00 до 20:00); суббота (с 14:00 до 20:00); воскресенье (с 13:00 до 18:00); понедельник, вторник — выходные.

Для тех, кто хотел прийти на открытие выставки и познакомиться с Арсением Котовым, но не смог, 16 февраля в Армянском музее Москвы пройдёт ещё одна встреча с фотографом. Начало встречи в 19:00, продлится она до 20:00. Вход свободный. Регистрация на встречу с Арсением Котовым по ссылке — armenianmuseum.timepad.ru.

Похожие записи