Культура

Памяти художника Вагана Ананяна: премьера фильма «Три могилы художника» пройдет в Гюмри

В кинотеатре «Октябрь» города Гюмри 18 февраля состоится премьерный показ фильма «Три могилы художника»  кинорежиссера, документалиста, председателя Союза кинематографистов Армении, одного из учредителей международного кинофестиваля «Золотой абрикос» Арутюна Хачатряна.

Как сообщает издание «Республика Армения», картина повествует о драматической жизни и творческом наследии талантливого армянского художника Вагана Ананяна. Ваган родился в Ереване в 1959 году. Любовь к рисованию у него была с детства.

Занимался в мастерской известного армянского скульптора Сергея Степаняна (с 1972 по 1976 годы). Его первая  персональная выставка состоялась в 1977 году, за которой последовали еще две — в 1978 и в 1979 г.г.

В период с 1980 по 1987 участвовал в выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе. Разочарованный армянской действительностью (землетрясение, война, крах советского строя), художник в 1985 году переезжает в Таллинн, где с 1985 по 1993 годы участвует в многочисленных совместных, персональных выставках, устраивает «хэппенинги».

В 1994 году художник переехал в Одессу, где состоялось 7 персональных выставок. В 2005 году был приглашен и участвовал во Флорентийской биеннале современного искусства, где имел большой успеех.

После болезни и преждевременной смерти Вагана в 47 лет (в 2006 году) в Одессе, его прах был разделен на три части и захоронен в Таллинне, Одессе и Ереване. Наследие же и его ученики находятся далеко за пределами родины…

В 2007 году в Одесском музее западного и восточного искусства состоялась посмертная выставка «ПРО-СВЕТ», наиболее полно представившая таллинский и одесский периоды творчества художника, а в 2016 году в том же музее была организована выставка «Ваган Ананян: Вечный рыцарь».

Как отмечают специалисты, Ваган Ананян не принадлежал ни к одной из существовавших в то время групп, однако создал свой, ни на кого не похожий, художественный стиль.

Среди многообразия сюжетов выделяются две основные темы — пейзажи родной Армении и религиозные сюжеты. «Сформулируем главное: развитие изобразительного языка шло по следующему сценарию — от конфликтного противостояния объекта и окружения к созданию единой живописной среды.

От конфронтации — к подвижной, сложной, вибрирующей материи мира. В которой объект почти растворяется — но не уничтожается, а преображается. Проникший в живопись Ананяна воздух обладал свойством светоносности, а материя света, в свою очередь, обладала свойством творить форму.

Сказанное следует понимать буквально: основной смысл последних — и лучших, — произведений — это Формотворчество Света. Опыт сколь духовный, столь и живописный, был обретен, безусловно, благодаря религии, и в религиозных сюжетах наиболее полно воплотился», — писала о последних работах художника питерский  искусствовед Ольга Савицкая. 

А вот что вспоминал о Вагане его друг, художник Матвей Вайсберг: «Для меня его творчество условно делится на два основных хронологических периода: до 1995-го года и после.

Такая периодизация обусловлена тем, что в 1995 году Ваган получил страшную черепно-мозговую травму и чудом остался жив.

Железную твердую графичность его работ периода до 95-го года сменила постепенная мягкая тональность для всех периодов его творчества характерной палитры с преобладающими красными, коричневыми, белыми, но всегда теплыми цветовыми акцентами.

Остался в его работах — навсегда, — как он выражался, “иконный момэнт”, ибо если существует современная иконопись, то это она и есть в ее самом сильном, полном и глубоком выражении.

Описывать работы большого художника словами — дело мало благодарное, в особенности тогда, когда их можно посмотреть, осуществив таким образом встречу и с их автором, потому что живопись — всегда — непосредственное послание во времени нам, пережившим его, и Художника нет, а картины его говорят нам. Как сказал Ваган, когда я спросил про судьбу его работ: — «Картина не булка, ее нельзя съесть без остатка».

Наследие художника насчитывает около 500 живописных полотен, написанных в «таллинский» период, примерно столько же в «одесский» период, а также несколько десятков работ (в том числе и графических), созданных в Ереване.

Сегодня картины художника находятся во многих частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Еревана, Санкт-Петербурга, Швеции, Франции, Германии, США, Канады, Японии. Но, к сожалению, Вагана в Армении не очень помнят…

 «Три могилы художника» Арутюна Хачатряна — это фильм о художнике с роковой и загадочной судьбой, между жизнью и смертью которого пролегла жизнь, полная глубоких размышлений, переживаний и шифров о смысле жизни, времени, начале и конце.

А по своей философии этот фильм — вдумчивое обобщение о судьбе нашего народа, его бегстве и возвращении, его времени и поисках — с вопросами, на которые есть или нет ответов.

Герой фильма впервые появляется в одной из частей картины Арутюна Хачатряна «Ветер забвения», после чего режиссер более 30 лет следил за жизнью и судьбой своего героя, создав по итогу  произведение «Три могилы художника».

Недавно после премьеры в Ереване у фильма было турне по Италии, а вскоре состоятся премьерные показы в Болгарии, Украине и других странах.

Отметим, что личность Вагана Ананяна вдохновила многих творцов: кинорежиссер Игорь Глазистов снял фильм «Два дня и две ночи из жизни художника», посвященный армянскому художнику.

Украинский композитор Александр Родин написал симфонию «Художник Ваган», переложив на ноты его имя, а русский поэт Андрей Танцырев в сборнике «После Парижа жизнь» посвятил ему стихи «Вагану, до востребования!».

А сам Ваган Ананян любил повторять слова из стихотворения Паруйра Севака- «…немного пьяный… немного отчаявшийся…».

Похожие записи