Культура

Юбилею великого армянина посвящается: к 150-летию Александра Спендиаряна выпущен сборник произведений для фортепиано в четыре руки

Составной частью программы празднования 150-летия Александра Спендиаряна расположенный в Ереване Дом-музей композитора  впервые выпустил сборник фортепианных произведений для фортепиано в четыре руки. В него, как сообщает «Голос Армении» вошли три композиции — «Испанское каприччио», «Гадалка» и «Марш на армянские темы».

В беседе с корреспондентом «Голоса Армении» руководитель музея Марине Отарян, упомянутый композитор весьма мало писал для фортепиано.

«Основоположник армянской классической музыки провел в Армении последние 4 года своей жизни, но сыграл большую роль в развитии армянского музыкального искусства: основание композиторской школы, первого армянского симфонического оркестра и самое главное – создание в Армении концертной жизни,- сказала М.Отарян.- Именно при нем начали проводить крупные концерты, Спендиарян остается для нас величайшим из великих. Он принадлежал к тем счастливым людям, чье творческое наследие было практически полностью изучено в середине ХХ века усилиями дирижера и музыковеда Георгия Будагяна. В ереванском Музее литературы и искусства им.Чаренца хранятся рукописи трех неизданных произведений композитора. Они интересны тем, что были написаны в ранние годы творчества для игры в четыре руки. Мы решили издать их»,- цитирует высказывание директора «Голос Армении».

Отредактировал произведения пианист и композитор Ваагн Варданян. Они написаны перьевой ручкой и чернилами и поэтому местами смазаны. Варданян перенес устаревшие нотации в современную форму и добавил несколько нюансов.

Испанское каприччио — сюита из пяти идущих без перерыва частей, ярко рисующих картины природы, народных празднеств, быта и характера испанцев. Любопытно замечание Римского-Корсакова: «Сложившееся у публики и критиков мнение, что каприччио есть превосходно оркестрованная пьеса — неверно. Каприччио — это блестящее сочинение для оркестра. Смена тембров, удачный выбор мелодических рисунков, соответствующий каждому роду инструментов, небольшие сольные каденции для инструментов solo, ритм ударных и прочее составляют здесь самую суть сочинения, а не его наряд, т.е. оркестровку. Испанские темы преимущественно танцевального характера дали мне богатый материал для применения разнообразных оркестровых эффектов».

Что касается «Марша на армянские темы», то он написан по мотивам народных мелодий. По  словам автора, материал для творчества он черпал из народных напевов, армянской поэзии, литературы и истории. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики.

«То, что  оставил нам Спендиарян, – навеки бессмертно, незабываемо, бесценно по силе своего воздействия на творчество будущих поколений. Его вдохновенное большое искусство никогда не забудет армянский народ. А прекрасная, неповторимая лира будет вечно волновать, воодушевлять людей», – так оценил Аветик Исаакян творчество композитора.

«Александр Спендиарян – имя незабываемое, а его подлинно народное творческое наследие — достояние не только истории, но и современности. Один из советских музыкантов, Дмитрий Рогаль-Левицкий писал: «Спендиарян явился тем славным «связующим звеном». Именно при нем русская музыка вскормила молодую армянскую оркестровую музыку, а эта последняя вернулась в лоно своей родной семьи пышным, благоухающим цветком с ярко выраженными и ей одной свойственными чертами»»,- также говорится в материале «Голоса Армении».

Похожие записи