«У армян мощная интеллигенция, что вызывает тревогу – у нас, турок, мало таких интеллигентов»: в чем была причина Геноцида армян?
Самопознание — удивительный путь длиною в жизнь. Это погружение в себя, и во всей этой глубине нет дна… Духовность, религия, мировоззрение, идеалы и ценности тесно переплетены между собой, и в поисках внутренней гармонии человек жадно поглощает все новые и новые знания.
Часто у людей происходят внутренние конфликты, когда не признаются и не принимаются собственные пороки, не осознаются истинные мотивы, что в свою очередь приводит к болезням тела и души. Если внутренняя боль достигает гигантских масштабов, то это может выражаться в поступках, которым нет объяснений и оправданий.
Я много раз слышала про исторический роман «Сорок дней Муса-Дага», написанный Францем Верфелем, но не решалась ее прочитать. Как говорится, всему свое время. Эта книга повествует о трагизме армянского народа, тех страшных событиях 1915 года в период Первой Мировой войны, когда турками было убито более 1,5 млн армян. В этой статье, основываясь на этом романе, я хочу немного раскрыть тему человеческих пороков.
Франц Верфель написал свою книгу в 1933 году, опираясь на подлинные факты. Через свой писательский талант он всему миру выразил свои опасения насчет того , что тема геноцида может повториться еще раз, но в более крупных масштабах, и он не ошибся. Мир узнал Гитлера.
В этом произведении есть очень интересный диалог, его участники — германский богослов и мессионер Иоганнес Лепсиус и военный министр Османской империи, один из авторов геноцида армян Энвер-паша.
Лепсиус, узнав о том, что началась резня армян, прибыл со своим визитом к Энверу-паше, дабы остановить эти чудовищные действия. Эта беседа достаточно глубоко раскрывает травмы человеческой психики, пороки и идеологию.
Иоганн подробно изложил свои тезисы в защиту армянского населения:
«Без армянского народа турецкое государство потерпит крах в области экономики и культуры, а следовательно, и в войне. Его превосходительство знает так же хорошо, что всем импортом ведают армянские фирмы и что, следовательно, только эти фирмы могут обеспечить решение важнейших задач, связанных с ведением войны.
Сельское хозяйство у армян находится на более высоком уровне, чем у турок. Уже в те годы киликийские армяне закупили в Европе сотни молотилок и паровых плугов, вот они и дали туркам повод для погрома: турки не только убили в Адане 10 тысяч человек, но и разбили на куски молотилки и паровые плуги. В этом, и ни в чем другом, – источник всех бед».
Вот как Энвер ответил на эти доводы:
«Турецкий народ — это сорок миллионов человек. Разве это не великий и благородный политический замысел — сплотить 40 млн человек и основать национальное государство. Страна ждет этого. У армян, бесспорно, многочисленная интеллигенция, и это вызывает тревогу. У нас, турок, мало таких интеллигентов».
Далее Лепсиус задает следующий вопрос:
«Вы хотите основать новую империю. Но под фундаментом ее будет лежать труп армянского народа. Принесет ли Вам это счастье? Не лучше ли изыскать мирное решение сейчас?».
Ответ Энвера был следующим: «Между человеком и чумной бациллой мир невозможен».
Еще много раз в этом романе встречаются разговоры турецких начальников, где обсуждаются армяне. С особой ненавистью и неприязнью они смаковали об армянском богатстве, зажиточности, интеллигенции.
Одним из главных пороков христианская религия считает зависть. И я не открою секрет, если скажу, что это чувство присуще абсолютно каждому, и его ни в коем случае нельзя в себе подавлять, как и другие чувства. Они сами по себе не хорошие и не плохие. Вопрос состоит в том, как мы с ними обходимся и что в результате получаем.
Чувство зависти несет в себе определенные желания, мотивы, а значит и энергию на достижение этих целей. То есть, простыми словами, мы хотим то, что есть у другого.
Зрелый осознанный человек способен распознать это чувство и экологично его направить — выявить свои желания и претворить их в реальность. Что значит экологично? Например, Вы — владелец автомобиля среднего класса, а Ваш сосед — премиум класса. Завидуя, Вы понимаете, что хотите повысить свой материальный уровень. И Вы, возможно, повышаете свои профессиональные навыки, или работаете над своей самооценкой и т.д., а не причиняете вред соседу и его машине.
То есть чувство зависти направляется не на внешний объект, а на распознание своих внутренних процессов. У людей с глубокими внутренними травмами, которые прикрываются внешними атрибутами для повышения своей значимости и ценности, зависть часто переплетается с ненавистью и агрессией, а это может быть чревато страшными последствиями в отношении как одного человека, так и целого народа.
Поэтому очень важно следить за своим психологическим здоровьем, развиваться, прислушиваться к себе, анализировать, обращаться к специалистам, благо сейчас много инструментов для самопознания. В каждом из нас заложен огромный потенциал, и только мы решаем, как его использовать — разрушать или созидать.
Варта Шагинян — психолог, эксперт в области личностного и духовного роста, специально для ИА Реалист