Новости | Общество

«Они же дети», «она же дура»: сколько можно жить отмазками?

«Вандалы были, есть и будут: во времена справедливости их карают, в периоды революций поощряют», — говорит писатель-публицист Лия АВЕТИСЯН. 

— В течение нескольких дней друг за другом были получены сигналы о вандализме: осквернение могил солдат Апрельской войны в Ераблуре,  памятника  Комитасу в Эчмиадзине… Как объяснить подобное — чередой случайностей, действиями отдельно взятых неадекватных людей или закономерностью? Если последнее, то с какой целью?

— А вам известны революции, что не были носителями вандализма? Французская революция, которая зовется «великой» и празднуется с размахом по всему миру, памятна также тем, что всего через год после ее провозглашения, в 1793 году, были извлечены из захоронений останки 46 королей, 32 королев, 63 принцев крови, десятков сановников королевства и аббатов Сен-Дени. Всего около 170-и. Над прахом надругались, частично разобрали на сувениры, сбросили в две общие могилы, засыпали негашеной известью, сверху — землей и аккуратно утрамбовали катком. Среди посмертно обесчещенных покойников были известные всем и любимые благодаря Вольтеру, Дюма, Гюго и другим гениям литературы Людовик XIII и Людовик XIV, Анна Австрийская, Мария Медичи, Маргарита Валуа, Генрих IV и другие королевские особы, чьи имена воплощают историю Франции. 

К слову сказать, на спекуляции фрагментами останков некоторые революционеры сделали себе состояние. Например, предположительно голову короля Генриха IV не раз продавали на аукционах, и она побывала в разных частных коллекциях. А если вернуться в год революции, то нелишне вспомнить знаменитое ограбление Гард-Мебль, когда свободно выходившими из тюрьмы и возвращавшимися туда уголовниками было украдено царских драгоценностей более чем на 25 миллионов ливров. Патронаж столь масштабному преступлению современники приписывали знаменитому революционному министру внутренних дел Дантону. 

Революции всегда связаны с осквернением памяти и грабежом награбленного. И всегда — не в пользу обманутого народа. Как сказал Гейне: «Tолько дурные и пошлые натуры выигрывают от революции. Но удалась революция или потерпела поражение, люди с большим сердцем всегда будут ее жертвами». А в нашем случае — даже те лучшие сыновья нашего народа, что погибли, защищая территориальные и культурные границы Армении и Арцаха. Их мы считаем святыми героями. Именно поэтому удары следовали и будут следовать именно по ним. Именно по этим признакам определяется страна-экспортер революции. Она требует у революционных импортеров подтверждения преданности в форме культурного предательства. Герои, покоящиеся на Ераблуре, и великий Комитас — сакральные жертвы, пока что духовные. Но ограничатся ли заказчики жертвами из мира усопших? Довольствуются ли? Большой вопрос.  

— На днях распространили видеоролик, на котором молодой человек в маске взбирается на купол церкви Катогике монастырского комплекса Гегардаванк и на Святой Крест. В связи с чем пресс-канцелярия Первопрестольного Святого Эчмиадзина заявила: «Детей нашего народа призываем держаться подальше от тех видов деятельности, которые неприемлемы и несовместимы с миссией святого места и оскорбляют христианские, духовные чувства». Что нам всем следует понять, какие шаги обществу, властям нужно предпринимать?

— Давайте вспомним  дни революционного шествия в апреле прошлого года, когда некий моральный урод поднялся на купол Святого Эчмиадзина с рюкзачком за спиной и принялся спиливать его крест. Подоспевшие местные ребята спустили вандала, отвели в полицейский участок, где из заплечного мешка были извлечены три пилы для работы по металлу и кованая роза. Впоследствии злоумышленник был отпущен без каких-либо последствий для собственной персоны хотя бы по статье «хулиганство». 

А спустя пару месяцев началась эпопея авантюристов во главе с раскольником Корюном, захвативших корпус администрации Престола под лозунгами необходимости предъявления им копья Лонгина  и «всенародного избрания» «нового католикоса — новой Армении». Бутерброды с ветчиной в период Поста, кока-кола и прочие беспрецедентные даже для периодов иноземных завоеваний излишества на территории корпусов храма оставим за скобками. Но я хочу подчеркнуть строгую направленность вектора заказчика событий последнего года на наши святыни тысячелетий: Гарни, Эчмиадзин, Гегард и Ераблур. 

Вандалы были во времена великого Рима, есть сейчас, будут и впредь. Но времена разнятся отношением к ним. Во времена справедливости их карают, в периоды революций — поощряют. Если у народа есть воля к жизни, а у его политиков-интеллектуалов — образ будущего, то происходит перехват управления, и тогда во Франции XVIII века армянской общине монахов-мхитаристов в вечное пользование предоставляется Остров Сен-Лазар, а в СССР в разгар войны  создаются Академия наук Армении и других республик.   

Как писал мой любимый Джон Голсуорси: «Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет». Но речь, конечно, о серьезных думах и профессиональном планировании, а не популистской болтовне про грядущую середину века. 

— Интересно, что чаще всего случаи вандализма объясняются действиями неадекватных людей с проблемами психического здоровья. Кстати, недавно прошла информация о разработанном Министерством труда и социальных вопросов проекте по социализации таких людей — дабы исключить дискриминацию по отношению к ним…

— Как ни странно, у детей и людей с душевными болезнями есть общие черты перед законом, да и в наших глазах. И те, и другие недееспособны, то есть не вправе подписывать купчие, участвовать в выборах, служить в армии. Но если детям со временем можно объяснить, откуда взялись подарки от Деда Мороза, да и они сами, то с людьми с психиатрическими проблемами совсем другой разговор. Они могут счесть себя, например, засевшим в ванне Маратом, а вас — жирондистом, которого следовало бы расстрелять. Учитывая диагноз, их не переспоришь. Хотя вряд ли сегодня им хватит для этого образования, воображения и развития. Попросту  вообразят себя трансгендерами — и все дела. Но и те, и другие необходимы для «отмазки». Для возможности скинуть на них собственные каверзы и преступления. 

Надругательства над могилами героев можно приписать малохольной тетке из Аштарака — а что такого? Вспомните Буденновск Ставропольского края РФ, где минувшей весной один из пришедших якобы погреться подростков справил малую нужду прямо на Вечный огонь в память героев. Или «парад» аналогичных осквернений в Польше, Эстонии, Латвии и прочих странах. Великая Отечественная — она и наша Великая Отечественная, со всеми нашими великими героями и маршалами, бронетанковыми колоннами и великими потерями трехсот тысяч замечательных парней, и об этом никто не вправе забывать. И если завтра будет реализована провокация в адрес этой великой победы, знайте: это действует враг, и он — экспортер революций. И пусть вас не обманут «онижедети» — и что с них возьмешь! «Онажедура» — и опять взятки гладки! Это две арии из одного и того же пошлого мюзикла с трагическим финалом. Мы обязаны помнить: когда история забыта — и будущего карта бита.

ЗАРА ГЕВОРГЯН
”Голос Армении”

Похожие записи