Это был уникальный талант: памяти скульптора Фрида Согояна

Снимок экрана 2019-08-02 в 18.56.11.png

Горестная весть пришла из Москвы. В 82 года скончался народный художник Российской Федерации, Украины и Армении, лауреат Ленинской премии Фрид СОГОЯН. Он прожил яркую и долгую жизнь, наполненную работой, интересными событиями, встречами и дружбой с лучшими людьми своего времени. 

СКОЛЬКО ПОМНИТСЯ, он всегда пребывал в приподнятом расположении духа. Поэтому создавалось ощущение абсолютно счастливого человека, хотя за свою долгую жизнь испытал все "измы" непростого XX и нынешнего непредсказуемого века. Умер тоже, по-видимому,  счастливым, в полной уверенности в том, что созданное им на протяжении творческой жизни будет полезно людям и оставит в их душе свой след. И это истина. Ведь выдающийся скульптор принадлежит к тем деятелям культуры, чьи имена остаются в истории.

Для него словно не было возраста и течения дней, они всегда были заполнены работой, полны огня, задора жизни, эдакого, как говорил классик, "черт побери", которое горело в крови и будоражило. Конечно, чисто внешне он не мог не измениться, поседел, да и силы, видимо, уже не те: годы есть годы, и им подвластны все. Но, по сути, он не изменил ни одной своей привычке: засиживался до глубокой ночи с интересным собеседником, мчался за сотни верст на открытие нового памятника, работал так, как мог работать, наверное, только он, Фрид Согоян. Делал он это не из бравады, не из желания доказать что-либо себе или другим, не из пренебрежения к жизни, которую отчаянно и неистово любил, а потому, что такой вот Фрид Согоян его устраивал, никогда не подводил, и, стало быть, не надо было что-либо менять в себе. Всем своим творчеством и образом жизни он утверждал излюбленную мысль о том, что мудрость - это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

ОДИН ИЗ САМЫХ востребованных скульпторов Фрид Согоян был примером бесконечного поиска в искусстве, неустанного труда, высочайшего мастерства. Повышенный интерес к его искусству объясняется яркостью и своеобразием его блестящего таланта, всегдашней устремленностью вперед, страстным желанием увидеть в настоящем контуры искусства будущего.

Каждый памятник или скульптурная композиция мастера становились событием в художественной и общественной жизни той страны, где они появлялись. Это неудивительно: Фрид Согоян не возился с пустяками, не эстетствовал, а брал главное, то, что затрагивает всех людей. И это подавалась в его работах на высоком эмоциональном накале, властно вовлекающем зрителя в сопереживание.

Во вселенной Согояна можно немножко оторопеть, высоко воспарить, а можно со светлой грустью задуматься о проблемах нашего бытия. Не нужно бояться чувств, обуревающих при взгляде на его работы: памятники оставленным могилам - в Москве, павшим воинам, солдатской матери - на Прохоровском поле, "Восход" - в Армении, жертвам репрессий - в Москве, "Каховчанка" - в Каховке, "Созидатель" - в Артике...

Образы Фрида Согояна с трудом поддаются словесному переложению. Выразительность его работ сосредоточена в одухотворенности движений, выражающих чувства, в сдержанности моделировки, опускающей частности и выявляющей главное. Их гуманизм - в возвышенной простоте образа человека, их классичность - в гармонии правды и обобщения, их современность - в отсутствии канона и интереса к живой красоте обыкновенного человека. Его работы - воплощение красноречивого безмолвия пластики, основанной на глубоком знании законов природы и законов ваяния. Вот почему образы Согояна бессмысленно описывать: нельзя словами вызвать переживания пластической гармонии статуи и тем более заметно облагораживающее, как считали древние, воздействие правдивой скульптурной формы на человеческие чувства.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ф. СОГОЯНА вызывают поэтическое представление о простом и естественном, как сама природа. Но поэтичность эта особого свойства - в ней мало каких-либо внешних примет. Поэтому большое содержание его работ по-настоящему раскрывается только в процессе восприятия их пластических качеств.

 Если вы видите памятник "Девушка с кувшином" в Ереване (бронза) и не радуетесь тому, как прекрасно может быть движение человека, совершающего, казалось бы, самое обыденное, от вас ускользнет и мысль скульптора о мудрой гармонии человеческого тела; если вы не любуетесь одухотворенностью формы в спокойно стоящей фигуре девушки (памятник чулочнице в Гюмри), не замечаете, какой она обладает весомостью, упругостью, наполненностью формы, вы не почувствуете содержательности работы. Только оценив высокий "слог" скульптора, создавшего композицию "Форсирование Днепра", удостоенную в 1984 году Ленинской премии, и богатство мысли в разработке героической темы, можно в полной мере почувствовать в образе - символе освобожденного народа торжество поступи истории. 

ЭТА ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ мемориального комплекса "Украинский Государственный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." стала одним из самых эмоционально насыщенных монументов, созданных в память о Великой Победе над фашизмом. Эта работа, так же как и другие монументальные произведения, посвященные теме Победы, - высокопатриотическое искусство, дышащее благородной силой. Оно утверждает высокие этические идеалы, которые столетиями вдохновляли лучших представителей культуры: чувство сопричастности жизни Родины, ее истории, судьбе.

Согояну удалось сконцентрировать в памятнике целый комплекс общественно-гражданских и морально-этических проблем, придать ему большую эмоциональную глубину, трагическую мощь и лирическую взволнованность, наполнить живым, остросовременным содержанием. Ведь чувства, переживания, запечатленные в памятнике, раздумья, мысли, их породившие, удивляют, тревожат нас помимо всего и в силу своей общечеловеческой значимости. Композиция поражает совершенством и классической выверенностью формы, логикой каждого движения и поворота, образной выразительностью.

Своя концепция героического образа сложилась у Сагояна очень рано и как-то удивительно быстро, еще в процессе работы над проектом памятника Степану Шаумяну в Ереване, памятника воинам - рабочим чулочной фабрики, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Позже концепция эта осложняется, уточняется, обогащается. Концепцию эту отличают обобщенно-символическое видение образа героя, глубокий историзм его понимания. В основе концепции также психологическая острота, внутренняя динамичность, сила драматического переживания. Памятники Согояна на военную тематику - это не просто дань уважения, вечной признательности соотечественника к тем, кто завоевал для нашего народа мирную жизнь, но еще и попытка осмыслить значение факта Победы народа в кровавой борьбе с фашизмом. Согояну удалось создать произведения на эту тему по-настоящему интересные, неожиданные и оригинальные по образно-пластическому строю, глубокие по содержанию, сложные по настроению, находящие живой отклик в сердцах его соотечественников именно потому, что так объемно, широкомасштабно и в то же время очень взволнованно отнесся он лично к своей задаче.

Причудливо, но с несокрушимой логикой соединены в его искусстве противоречивые приметы времени - приверженность гуманистической традиции и смелые прорывы в будущее. Он никогда не был пленником эксперимента, но и не был рабом академизма. Высокий артистизм, особая духовная утонченность восприятия, идущая от национальных традиций, вели к созданию стиля, который в многоликой пестроте искусства XX века и начала нового тысячелетия выделяется своей неповторимостью и своеобразием.

Одухотворен и прекрасен могучий, патетически страстный, грозный "Созидатель". Он лепит гиганта с мышцами, напряженными до крайности, - символ раскрепощенного человека. С большим напряжением души, с максимальной волевой собранностью скульптор подчинял своей воле камень, туф. Среди прилизанной, фотографически плоской, возникающей из формовки казенной скульптуры этот великан с мощными мускулами кажется пришельцем из другого мира. Он весь - протест, гимн силе.

ГЮМРИ - РОДИНА МАСТЕРА. Он здесь родился, здесь родилась любовь к искусству, которому он впоследствии посвятил всю свою жизнь. Своими первыми учителями Согоян считает гюмрийских мастеров-каменотесов, у которых многому научился. "Становился рядом с ними, смотрел. Они давали камень в руки и учили работать". Конечно, выбору профессии способствовала и атмосфера дома. "Мама, Елизавета Стемпель, была первым директором театра в Ленинакане, отец, Мкртыч Согоян, был связистом и большим любителем искусства. Гюмри ведь большая энциклопедия мастеровых. Потом я учился на отделении скульптуры Ереванского художественно-театрального института, где преподавали великие Ара Саркисян, Григорий Агаронян, Александр Шакарян... Они были следующими после гюмрийских мастеров-камнетесов моими учителями".

Однако искусство скульптуры не сводится только к развитию национальных традиций. В нем явственно ощущаются и связь с античностью, глубокое знание классического искусства Запада и современных достижений мастеров монументального искусства.

Земля, на которой он родился, которую любил и которую некогда не забывал в последнее 20-летие, словно открылась для него заново - не с высоты человеческого роста, а с космической, гигантской высоты. В работы, посвященные родному городу, мастер внес всю свою любовь к жизни, все свои старания и все свои знания.

Великолепен памятник "Мать-Земля" ("Армения"), установленный в Вашингтоне в 1991 году неподалеку от Белого дома, посвященный жертвам землетрясения. В родном городе скульптора, Гюмри, есть памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Во время землетрясения он пострадал. Скульптор считал , что он должен сохраниться именно таким, молчаливым свидетелем ужасной трагедии.

Скульптуры Согояна, не говоря уже о портретах, наделены яркой характерностью образов, придающих их бытию живую конкретность. Достаточно вспомнить его гюмрийского дудукиста с внуками. Эту работу, по признанию мастера, он сделал с огромной любовью и подарил Шираку. Что в ней поражает? Впечатление покоряющей непроизвольности движения, столь естественной в человеке и, увы, редкой в современной скульптуре.

Что и говорить: годы есть годы и против физического старения нет панацеи. Но обратить время вспять, сохранить молодость души можно только так, как это было у Фрида Согояна - безмерной преданностью творчеству и любовью к людям.

НАТАЛЬЯ ГОМЦЯН

“ГОЛОС АРМЕНИИ”

КультураA A