Галицкие армяне: эскизы картины величественной общины

Снимок экрана 2019-09-25 в 18.11.19.png

Мы должны помнить об отваге и храбрости людей из армянского народа, которые проявили на протяжении скольких веков в совместной нами жизни в деле защиты Каменеца, Язловеца и Львова, как и других пограничных крепостей.

ЯН СОБЕСКИЙ

Король Польши

1865

 

Армянский Кафедральный Собор Львова

1356-1363 гг. (собор построен на месте армянской церкви 13 века).

Армянская церковь Львова – любимое место туристов, любителей искусства и христиан всех толков – тема неисчерпаемая. Шедевр архитектуры, древняя история, орган играет… Всю эту Божественную Красоту не опишешь – видеть надо! Одна из ссылок, которая покажет эту Красоту (кликнуть ЗДЕСЬ).

Обязательно посмотрите!

А я скажу об одном незаметном факте, который меня больше всего потряс. Во внутреннем дворике церкви есть разложенная плитками ровная площадка, по которой ходят люди и своими ногами очищают… от грехов усопших под плитами.

«Весь двор выложен из надгробных камней (песчаник), существует поверье что как только сотрутся под ногами надписи на надгробьях, то упокоенные получат прощение от всех грехов, камни датированы XVII-XVIII век» (выписка из одного отзыва).

Так завещали безымянные, нетщеславные, но великие духом и нравами деды Армянской общины Львова:

«Не надо нам памятников и имён! Ходите по нашим могилам, бейте ногами, давите, уничтожайте наши грехи и всё плохое в нас!».

Ну и ну!! Вот это Люди!!!

«В дворике церкви снимали сцену неудавшейся дуэли между Д'Артаньяном и тремя мушкетерами для одноименного фильма. Им помешали гвардейцы кардинала». Туристы помимо компетентных и красивых оценок церкви, часто отмечают этот факт. Я разделяю мнения посетителей, но для меня открытым остаётся вопрос выбора места церкви. Такое ощущение, что это особое, мистическое место, будто здесь время останавливается…

Историческое вступление

Краткая официальная информация

с примечаниями

 

Нижеприведённые сведения, кроме авторских суждений, прямым текстом взяты как из специальной литературы, так и из Википедии, «Спутника» и др. источников. Коснусь лишь нескольких фрагментов и деятелей грандиозной истории польских армян, потому что объять необъятное невозможно!

 

«В ходе 52-й сессии Сейм Республики Польша 24 ноября 2017 г. единогласно (435 голосов «за») принял резолюцию «О 650-летии дарования королем Казимиром Великим привилегий армянам Польши», которой определено, что в течение 2017 года армянская община Польши отмечает 650-летие дарования королем Казимиром Великим привилегий, которые дали право основать в городе Львов епархию Армянской Апостольской церкви. В резолюции отмечается, что на протяжении веков, как и сейчас, взаимоотношения между поляками и армянами могут служить примером для других государств и народов»;

 

- Началом отсчёта взята дата 1367 г. Массовое переселение анийских армян в Галицию произошло в 14 веке. Затем пришли киликийские армяне. Армянские общины в Галиции засвидетельствованы и в 10-11 веках, т.е. прослеживается тысячелетний след армян. И это не всё…

- Раньше в Галиции были армянские церкви Сурб Хач – св. Креста (XI в., реставрирована в 1629 г.), не сохранилась, св. Анны (1183), св. Якова (1400)…

Австрийские власти в 1794 г. оставили армянам лишь Кафедральный Собор (1356-63) (https://dorogimira.livejournal.com/32413.html)

и церковь св. Креста. Церкви св. Анны и св. Якова (Яцека) снесли. Церкви св. Креста ждала участь тюрьмы (позже её восстановили стараниями ректора Высшей школы МВД Ортынского В.Л.).

Армяне живут в Галиции более 1000 лет, т.к. армянская церковь св. Креста XI века не инопланетяне построили.

И когда армянские журналисты гордо заявляют о 600-летней армянской общине Польши, вспоминаю выражение из советских времён: «Колхоз 40 лет Октябрю»;

- Важным центром армянской колонизации стал Каменец-Подольский (в XVI веке там было 300 армянских семей), где армяне имели свой магистрат. Поселения армян были в КиевеЛуцкеГаличеСнятыне, со временем - в Станиславе. В XVI и в начале XVII века во Львове, Каменце и др. городах существовали армянские школы…

- Первая армянская церковь в Каменец-Подольском была основана в 1398 году. Армяне в Каменц-Подольском поселились по приглашению князя Феодора в 1062 году (Винокур И.С., Хютон Г.Н. Каменц-Подольский. – Львов, 1981, с. 48).

В Каменец-Подольском армяне в XVIII веке возглавляли магистрат. Армянин, инженер, генерал-лейтенант Ван (Ян) де Витте и его сын, архитектор, генерал-майор Йозеф де Витте были комендантами Каменец-Подольской крепости. Йозеф де Витте – автор Доминиканского Собора в Львове. Армяне Я. Шагин и Тер-Габралевич были делегатами Сейма в Варшаве;

 

Сообщение от Александра Бакулина:

14 сентября 2019 г. в 13:30

«Уважаемые друзья!

Иногда очень интересно проследить родословную человека, являющегося, по сути, армянином, ну или имеющего армянское происхождение.

В большинстве случаев о таких людях многие знают, но для некоторых это становится определённым открытием …

де Витт Иван Осипович (1781 – 1840гг.) –

граф, генерал от кавалерии, инспектор резервной кавалерии, состоящий при особе Его Величества российского императора (Александра I, Николая I), варшавский военный губернатор…. Внук Яна де Витте!

Витт Йозеф (Осип) Зеферин (1739 – 1813/1815 гг.) –

генерал-майор войск коронных (королевства Польского), комендант (каштелян) Каменец-Подольского (1786–1789гг.), комендант Херсона (1791-1797 гг.) … Сын Яна де Витте!

Ян де Витте (1709–1785 гг.) –

генерал-лейтенант, инженер-фортификатор и архитектор, комендант (каштелян) Каменец-Подольского (1768–1785гг.)

(*** каштелян (пол. Kasztelan ) или кастелян (от лат. Castellanus ) – в Королевстве Польском (1385-1569) и Речи Посполитой должностное лицо, которое назначал король или князь для управления «гродом» (замком) и окружающей замок местностью).
А изначально … !!!!!!

Ян де Витте – уроженец Каменца, происходил из простой АРМЯНСКОЙ семьи торговца Ованеса (на польский манер его называли Яном), по неподтверждённым данным имел фамилию Давтян (или похожею) …».

 

- В 10-15 км севернее от Каменц-Подольска находились сёла Великие Армяне, Малые Армяне и Армянские хутора. Сёла основаны армянами в XIII веке. Ныне там нет армян. В 1947 году они переименовались в Великозалесье, Малозалесье и Залесье. Мы стали залесьем, господа армяне!

Есть опасность стать залесьем и в самой Армении…

 

Загадка Трёх Сёл???

 

В Галиции, в бывшей обители галов (кельтов), три близкие селения назывались Великие Армяне, Малые Армяне и Армянские хутора. Во Франции, где торжествовали галлы (кельты), тоже были три близкие армянские селения - Морнас, Корнас, Чорнас, что по-армянски означают Забудешь, Ослепнешь, Высохнешь. Ныне там тоже нет армян. Не знаю, что всё это значит. Даже боюсь думать… но… думаю:

1) В Галиции – в славянской обители галов - названия трёх сёл всего лишь указывают, что эти селения армянские;

2) Во французской обители галов (галлов) названия являются заклинаниями…

В случае 1) названия сёл даны славянами (руссами). А какими были их армянские названия? В случае 2) армянские названия сохранились. Может быть, в случае 1) армянские названия сёл тоже были такими – Морнас, Корнас, Чорнас? Забудешь Армению – ослепнешь и высохнешь? Гипотеза, которую не докажешь.

 

- На Подолье топографическое название местности «Армяне» отмечается уже в XIII в. Самое большое поселение армян было во Львове, колонии поменьше - в Станиславе, Кутах, Тисменице, Коломые и в других городах (Е.А. Яцкевич, Львов).

- В исторических источниках XV-XVIII вв. о Подзамче сохранились названия Армянская река, Армянский мост, Армянская (Криткяевич И.П. К вопросу о начале армянской колонии в Львове. – ИСД Киев, 1955, с.125).

- Раньше в Львове были Армянский квартал, улицы Армянская, Поперечная Армянская, Нижняя Армянская… Ныне Поперечная Армянская – улица Дукарская, Нижняя Армянская – улица Леси Украинки. Армянской осталась одна улица - Вулиця Вiрменська. Армянская улица в Каменц -Подольском в советское время была переименована в имя палача казачества Свердлова… Какое отношение имеет этот кровопийца к Каменец-Подольскому?

- «Спутник» сообщает:

Когда гетман Анджей Потоцкий основал Станислав в конце XVII века, он пригласил сюда анийцев из Молдавии и Венгрии, развивать торговлю. За свой счет он построил им дома и деревянную церковь. Город он назвал именем сына, погибшего в битве с турками. В городе есть красивый рынок, с кирпичными магазинами и складами, известная ратуша с башней, дворцы панов и дома состоятельных людей. Армян тут около 70 семей, живут они в отдельной слободе, которую тут зовут армянской. Во дворах у них большие сады. Среди армян много купцов и служащих. Есть среди них и землевладельцы, но живут они за городом.

Армянский храм Непорочного зачатия по красоте стоит наравне с прекрасными храмами Италии. Построен он в 1740 году. При церкви есть хранилище армянских, латинских и польских книг. Среди них мы видели даже книги на татарском языке. Правда, братии при храме становится меньше, а многие позабыли армянский язык. В церковном подземелье захоронен и один из основателей церкви, отец Якуб Вартересевич.

Однако после Второй мировой войны старой армянской общины здесь практически не осталось. Часть была отправлена в лагеря, когда Закарпатье перешло от Польши к СССР. Многие погибли в оккупации: по чертам лица нацисты часто принимали их за евреев. Сотни погибли в Волынской резне... Но армяне сохраняли верность Польше, которую считали своей новой родиной. Некоторые воевали в польской Армии Крайовой и организации сопротивления "Управа". А последний администратор армянской католической епархии Дионисий Каетанович (епископом его избрали перед самой войной, но рукоположить не успели) в занятом нацистами Львове спас несколько сотен евреев, оформляя им приходские метрики и выдавая их за армян.

(https://ru.armeniasputnik.am/society/20180126/10293544/vospominaniya-pesheshgyanca-armyanskie-svyashchenniki-spasali-evreev-delaya-iz-nih-armyan.html);

- Наиболее крупные торговые центры Южной Руси, Львов, Луцк, Каменец-Подольский, обязаны своим богатством, блеском и значением преимущественно армянам (Линниченко И.А. Черты из истории сословий Галицкой Руси – М. 1984, с. 220). Армяне были лучшими скорняками в Львове, славились выделкой лучших в Европе сафьянов и замши (Кись Я.П. Участие армян в развитии г. Львова, XV-XVIII вв. – ИСД Киев, 1965, с. 137-138)… В частности, в 1484 году во Львове у армян было 19 магазинов, у украинцев - 3, у поляков - 2. В 1589 году из 38 богатых магазинов 22 принадлежало армянам, 8 - католикам, 6 – украинцам;

- Армяне были известны как хорошие кожевники и сапожники, в частности, как хорошие специалисты по изготовлению сафьяна из козьих и бараньих кож. В 1811 г. только в одном городе Куты существовало 30 больших мастерских, в которых работало 70 мастеров, 30 подмастерьев, 70 учеников, 40 помощников. Они изготовляли ежегодно в среднем 12 000 бунтов по 6 кож, всего - 72 000 кож для пошива сапог общей стоимостью 120000 флоринов. Современник Бредецкий в своем описании Галиции отмечал, что в Кутах и Тисменице работало 124 армянских мастерских по изготовлению кожи, которую экспортировали в Венгрию, Молдавию, Украину, Турцию. Кожу красили в красный, желтый и коричневый цвета. Наиболее дорогими были кожи красного цвета.

Для выделки кож употреблялось растение Rhuscotinus, по-немецки Paȕden, по-армянски Sunach, для окраски кожи употреблялась кошениль.

Примечание. Слова Sunach (Սունաճ) редкое диалектное слово. Читается по слогам:

Sun ach – Սուն աճ – Редкое растение.

Разумеется, могут быть другие истолкования.

Армяне подбирали специальную воду для выделки и окраски кож, ибо не каждая вода годилась для этой цели. Из козьей шерсти изготовляли легкие, мягкие и теплые одеяла, устойчивые на влажность. Только из продажи козьего жира и мяса армяне Покутья получали прибыли до 150 000 флоринов в год. Армянские мясники приготовляли из козьего мяса колбасы… Интересно, пастурму делали?

- Делали ли армяне Галиции пастурму, не знаю, а во Львове мастеровые-армяне делали великолепные сабли-армянки: армянская, карабела армянская, львовская, ордынка (татарская сабля), смычок, чечуга (киргизская). Армянские сабли Галиции – тема для пухлой монографии.

- Тосковали ли мастеровые по Армении, по родным домам, по армянским школам, свадьбам, крепостям, орнаментам? Или на чужбине через два-три поколения родной очаг угасает? Нет, превращается в абстракцию… Наглядный пример картины Аршила Горки – останки Вана.     

- Многие армяне стали крупными помещиками…

Из семьи армянских помещиков Абрагамовичей (Abrahamyan) происходил советник австрийского императора по экономическим вопросам Давид Абрагамович….

- И где теперь всё это? Всё Богом предусмотрено! Из армянских магазинчиков и мастерских вышли талантливейшие дети и внуки их владельцев – титаны мысли и духа! Армянские купцы породили множество польских, румынских, венгерских поэтов, художников, учёных, героев…

А то, что Армения осталась под копытами, тоже Бог предусмотрел?

- Хорошо и правильно сказано в резолюции Сейма: «взаимоотношения между поляками и армянами могут служить примером для других государств и народов». В Галиции образовалась уникальная армянская автономия: магистратура, всё руководство и народ были армянами. Армянскими были школы, церкви, юриспруденция (Гражданский кодекс и Судебник армянского правоведа XII века Мхитара Гоша) и даже армянские войска – два кавалерийских полка!!

- Польские армяне имели широкое самоуправление - суд, сбор налогов и т.д. были внутренним делом общины. В 1519 году король Сигизмунд Старый утвердил армянский Судебник Мхитара Гоша, переведенный на латинский язык. Армяне в Польше имели и собственные школы, в которых учили, кроме армянского, латинскому и польскому языкам, а также географии, арифметике и риторике. Достаточно привилегированное положение польских армян определялось не только их богатством, но и тем, что они оказывали важные услуги королевскому двору. Из-за своих обширных связей и знания восточных языков они выступали как дипломаты на службе у польских королей. Большая часть посольств в Турцию и Персию осуществлялась именно армянами. Они участвовали в торговле с западными странами, ездили с товарами и в Московское государство. Кроме того, богатые армянские купцы зачастую ссужали деньги королям, чем отчасти объясняется их привилегированный статус в обществе. Армяне были известны также как искусные ремесленники - они выделывали кожи, ковали оружие, занимались ткачеством и ювелирным делом. Сделав доступными многие восточные товары, армяне, как считается, сыграли определенную роль и в известной ориентализации польской культуры в XVI-XVII вв., когда в Польше развилась шляхетская мода на восточную одежду, оружие, пряную еду. Но они были не только торговцами или ремесленниками: сохранились многочисленные упоминания об участии армянских ратников во многих известных сражениях - начиная от знаменитого Грюнвальдского до сражений с турками под Хотиным, защиты Каменца-Подольского. В знаменитом сражении 1683 г. под Веной, где польское войско, предводительствуемое королем Яном III Собесским, разгромило турок, участвовало пять тысяч армян (Википедия).

- Армянские рыцари при дворе польского короля Владислава Ягайло пользовались большим уважением. Они привезли с собой крупные богатства, а также привнесли западноевропейскую культуру, перенятую у многих поколений крестоносцев и огромный боевой опыт;

- Было и другое событие – переформатирование Армянской Апостольской церкви в католическую и пошаговая ликвидация армянской автономии... При этом поляки не заставляли армян стать поляками, но создали условия для самоликвидации. Столь цивилизованно поступают и в других цивилизованных странах. Но от этого не легче…

- Официальная статистика: численность армян, проживающих в настоящее время в Польше, не превышает 50 тысяч, из них около 30 тысяч живут в Варшаве. Потомки «старой эмиграции» - меньше 10 тысяч;

- А где древнеармянская Диаспора Галиции и прилежащих к ней регионов, включая Трансильванию и Бессарабию? 350000 тысяч в Восточной Европе, если не ошибаюсь (называются числа меньше, больше, точно никто не знает, но все знают, что было много армян и нету). Сейчас должно было быть хотя бы миллион армян-интеллектуалов + пахари, воины, мастеровые, строители, деловые люди, так себе люди… Они превратились в ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ… Их искал гениальный Параджанов…

- Войны конца XVIII и начала XIX вв. разрушили галицкие города. Все это привело к общему обеднению армянских колоний в Тисменице, Кутах, Косове, Коломые, Городенке, Галиче, Бережанах. В 1772 г. Галицию захватила Австрия. С тех пор заметным образом сокращается эмиграция армян в Галицию. Количество армян постепенно уменьшается (а сколько их было?): в 1840 г. - 5793 человек в Галиции (3725 - на Буковине), в 1846 г. - 3160 в Галиции (1272 - на Буковине). Армяне были рассеяны во Львовском, Станиславском, Коломыйском, Жолковском, Бережанском, Стрыйском округах и др. местах (В.В. Грабовецкий. Армянская колония в Станиславе в XVII—XVIII веках, «Известия АН Армянской ССР», 1958, № 6. Н. Кривонос и В. Грабовецкий, Армянская колония во Львове в XIV-XVIII веках, «Известия АН Армянской ССР, 1958, № 12.);  

- Польские армяне веками сохраняли верность своей религии, но к XVII в. наметился постепенный переход в католичество. В 1630 г. львовские армяне получили даже собственное архиепископство, но сохранили Грабар (староармянский язык) в качестве литургического;

- Желая видеть Польшу влиятельной державой, польские короли развивали дипломатические контакты со странами Востока (Персия, Турция).

В таких делах они прибегали к посредничеству армянских переговорщиков, и часто именно армяне выполняли роль посланников Речи Посполитой в указанных краях. Несмотря на различие менталитетов и культур, армяне и поляки легко находили общий язык. Истории не известны факты, которые бы свидетельствовали о польско-армянских конфликтах. Более того, армяне были одним из самых законопослушных народов Речи Посполитой. В XVII в. Король Ян III Собесский даже вынашивал план организации антитурецкого восстания в Армении в обмен на признание армянами верховенства Папы Римского;

- Армянам не удалось избежать ассимиляционных процессов, что не удивительно, если учесть факт многовекового проживания в польско-католическом окружении. Они полонизировались, принимали католицизм. Некоторые получали шляхетское звание, жили в своих шляхетских имениях, носили польские имена и фамилии, и уже ничем, кроме физиономии, не отличались от поляков. Распространенным явлением было добавление к армянским фамилиям окончания «ич» - традиционного для польско-русского порубежья: Вартанян – Варатнович, Манукян – Манукевич, и т.д.». («Польская Армения». Владислав Гулевич. Эксперт журнала «Международная жизнь»);

- В 1691 году при архиепископе Вартане Хунаняне во Львове состоялся синод армянского духовенства, на котором были приняты решения, положившие начало постепенной латинизации армянского обряда. Армянские храмы становятся все более похожими на польские костелы, для проведения службы в них все чаще приглашают католических священников, читавших проповеди на польском языке. Начиная с XVIII века армяне все больше полонизируются, переиначивают свои фамилии на польский лад и т.д.;

- Степень ассимиляции польских армян на переломе XIX-XX вв. отчетливо демонстрирует фигура Валериана Тумановича (1894-1947) – офицера польских легионов Юзефа Пилсудского, воевавших в Первую мировую на восточном фронте, участника советско-польской войны 1920 г., боевика Армии Крайовой, которая вела партизанские действия против Красной армии в годы Великой Отечественной, а после нее воевала против социалистических властей Польши.

В 1920 году Львовские армяне вместе с поляками встали на защиту Львова. Среди них был также великий художник Каетан Стефанович…

Туманович был солдатом всю жизнь. На его юность пришлась Первая мировая война, где он воевал в польских частях австро-венгерской армии. А в 1939-м он, уже 45-летний, бился с нацистами в скоротечной сентябрьской войне. "Он был воином нашей родины, и мы должны вызволить его имя из забвения. За независимость Польши он заплатил самым дорогим – жизнью", — заявил Каспшик – руководитель Организации памяти бойцов и репрессированных.

В 1947 г. В. Туманович был расстрелян по приговору суда. Ему принадлежит фраза:

«По крови я – армянин, в душе и по убеждениям – поляк». Эти слова стали заглавием фильма о его жизни, созданном при поддержке Фонда армян Польши. (Википедия, Спутник);

- Ассимиляция, господа, тысячелетиями стучит армянам в дверь… Надо проглотить ассимиляцию, а не быть ею поглощённым! Для этого надо знать себя - армянский язык и культуру, правдивую Историю Армении и армянских диаспор, в частности, надо читать величайшую молитву - «Книгу скорбных песнопений» Нарекаци, окунуться в море Айвазовского, слушать Комитаса, Арама Хачатуряна, Гоар Гаспарян, Шарля Азнавура… и пить тутовую водку! Этот вариант водки уничтожает все болезни – рак, ксенофобию, шовинизм, раболепие…  освобождает, высвобождает человека! Нет тутовой? Пейте виноградную, кизиловую, пшеничную, но качественную! Пейте редко, но метко, от души за души на небесах и на земле!

- Армянский Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы во Львове, строительство которого относится к XIV веку, был возведен на месте деревянной армянской церкви XII века. Он входит в состав архитектурных памятников исторического центра Львова -  так называемого Старого города и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Последняя внутренняя реставрация этой жемчужины армянской архитектуры была осуществлена в 2008-2015 годах; 

- На вновь открытой в 2003 г. Армянской церкви Успения Пресвятой Богородицы присутствовал наш неистовый гений ШАРЛЬ АЗНАВУР с сыном!!!

Присутствовали также великий киноактёр Армен Джигарханян, экс-президент Украины Леонид Кравчук, католикос Гарегин номер 2, архиепископ УПЦ Августин, другие важные и неважные персоны. Главная роль в восстановлении Армянского Кафедрального Собора принадлежит Нверу Мхитаряну – в то время президенту Союза армян Украины, депутату Верховной Рады. Не стану перечислять всех соратников Мхитаряна, их много. Спасибо всем! 

(https://arm-world.ru/kultura/1755-armyanskiy-sobor-vo-lvove.html)

 

Получилось так, что Армянская Апостольская Церковь стала католической, затем – снова апостольской. Как говорится,

ВЕРНУЛАСЬ НА КРУГИ СВОЯ.

Пусть всё вернётся на Круги своя!

Господь, хорош вертеть людей по чужим и чуждым кругам!

- До основания Львова на этом месте стояло старое русское поселение Подзамче, где находился также армянский монастырь Ачкатар при армянской церкви св. Анны, построенной в 1183 году. Запомним, что в 12 веке стояла армянская церковь на месте будущего Львова, который принял большую дозу армянских переселенцев в 14 веке. 12 век - начало армянской церкви св. Анны, но не начало армянства в Галиции…

 

Слово Ачкатар (Աչքատար)

Для владеющих армянским языком, это явно армянское слово, хоть и редкое:

Ачк (աչք) – глаз (арм.).

Слово тар (տար) имеет значения: далеко, душа...

Что получается?

Ачкатар - Далёкий глаз, Глаз души…

Красивые, поэтичные названия монастыря.

Другие варианты истолкования, разумеется, не исключаются. Но Далёкий глаз и Глаз души от самого Бога.

 

- Согласно некоторым польским источникам и преданиям местного населения, город Язловец был основан армянами и уже в 1250 году в городе стояла армянская церковь (Гробовецкий В.В. Армянские поселения на западноукраинских землях. – ИСД, Ереван, 1961, с. 97).

Ныне Язловец – село Яблуневка Бугацкого района Тернопольской области.

- Огромен вклад армян в польскую науку и культуру. Не случайно (бывший) президент Польши Анджей Дуда отметил, что первую интеллигенцию Польши составляли армяне.

 

ГАЛИЦКИЕ УЧЁНЫЕ-АРМЯНЕ 


ГЖЕГОЖ ПИРАМОВИЧ –

ՓԻՐՈՒՄՅԱՆ (ГРИГОР ПИРУМЯН;1735-1801) –

Великий польский просветитель, философ, теолог, педагог, один из крупных реформаторов польского просвещения, один из авторов Конституции Польши (Педагогическая энциклопедия. – М.: 1966, т. 3).

 

ИГНАЦИЙ ЛУКАСЕВИЧ –

ОТЕЦ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ -

ՂՈՒԿԱՍՅԱՆ (ГУКАСЯН; 1832-1882) –

Величайший польский и армянский химик.

В 1838-1885 гг. Лукасевич занимался научными исследованиями в Львове, в аптеке Петра Миколоша (Петроса Микаэляна). В 1852 году Лукасевич впервые в мире осуществил крекинг (перегонку) нефти и получил керосин и побочный продукт: мазут, парафин и гудрон.

 

Отрывок из Википедии:

«Название «керосин» предложил канадский физик и геолог Абрахам Геснер в 1846 году, продемонстрировавший полученное нагреванием угля осветительного масла, не давшее копоти. Метод Геснера не позволял получить дешевый продукт, но дал толчок дальнейшим исследованиям».

Это всё, что сделал Геснер. По существу, первым в мире керосин получил Лукасевич.

 

Игнаций Лукасевич создал первую в мире керосиновую лампу и провёл освещение больницы в Львове.

(С Лукасевичем сотрудничал Ян Зех).

В 1853 г. началось серийное производство керосиновой лампы. Крупнейшие города Европы и США стали освещаться лампами Игнация. В 1854 г. на Юго-востоке Польши в районе Кросно Лукасевич прорубил первые нефтяные скважины и организовал перегонку нефти. Лукасевич основатель первого в мире завода по дистиллированию керосина. В 1860 г. Лукасевич получил первый асфальт из «отходов» нефти. В 1861 г. Лукасевич прорубил десятки скважин, построил множество перегонных заводов и асфальтовых фабрик, стал мультимиллионером. Свою идею использования водяных буров Лукасевич не успел воплотить на практике: великий химик умер. В 1952 г. в Кросно Отцу промышленной цивилизации Лукасевичу поставили памятник, а на месте первой скважины в Бобриче открыли музей Лукасевича. (Станислав Бржозовский. Игнаций Лукасевич. – Варшава, 1974). Керосин и керосиновая лампа эпохальные для цивилизации открытия!
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ и ВЕЧНАЯ СЛАВА ЛУКАСЕВИЧУ!!

 

От поэта Рафаэля Патканяна:

Если от твоей науки нет пользы Армении,

то плевать на тебя и на науку твою.

Если от твоего богатства нет пользы Армении,

то плевать на тебя и на богатство твоё.

 

От автора статьи:

Слова одного великого потомка анийских армян Патканяна касаются также другого великого потомка анийских армян Лукасевича. Во времена Лукасевича не было самостоятельной Армении, и гениальный химик не мог ей помогать. Когда нет Родины, её надо придумать. Обыкновенный необыкновенный армянин Мхитар Себастаци (1676-1749) в 1715 году придумал свою Армению – остров св. Лазаря около Венеции, где армянские монахи-отшельники и поныне занимаются наукой… Библиотека монастыря содержит более 5000 рукописей и более 100000 печатной литературы. Орден мхитаристов имеет филиал в Австрии, в Вене, подконтрольные школы в Италии, Франции, Аргентине, Эфиопии… Ведёт титаническую научно-образовательную работу!

Когда армянский монастырь посетил Наполеон Бонапарт, то монахи испугались, что император закроет его. Вышло наоборот. Ознакомившись с работами ордена, Наполеон распределился присвоить армянскому монастырю статус Академии. А когда армянский монастырь посетил Джордж Байрон, то… стал учить армянский язык.

 

Ещё один знаменитый учёный из рода Лукасевичей:

- ЯН ЛУКАСЕВИЧ –

ՂՈՒԿԱՍՅԱՆ (ГУКАСЯН; 1878-1956) – великий логик. Лукасевич разработал первые системы многозначных логик - трёхзначную логику высказываний (1920), четырёхзначную систему логики (1954), затем - многозначные логические системы, в которых множество истинностных значений счётно-бесконечно.
- Многоокий орёл!
А мы карабкаемся в двузначной логике, уступая трёхзначному светофору;

 

- ТЕОДОР ТОРОСОВИЧ –

ԹՈՐՈՍՅԱՆ (ТОРОСЯН; 1789-1876) - выдающийся химик и фармацевт, основатель знаменитого курорта Трускавец, первоисследователь лечебных минеральных источников Трускавца, Маршина, Немирова, Дрогобыча, Великого Любеня и др.


- МАРИАН-ФЛОРИАН ОГОНЧИК-ЗАКШЕВСКИЙ (1803-1831) - доктор медицины, психиатр, фармацевт, исследователь минеральной воды «Нафтуся», основатель курорта «Шкло». А прожил всего 27 лет…

 

- ЯН БОЛОЗ-АНТОНОВИЧ (1858-1922) – польский искусствовед, член Краковской Академии наук, изучал культуру и искусство древних и галицких армян. По его инициативе в Львовском университете была основана кафедра армянского языка. По его проекту в начале ХХ в. была выполнена реставрация Армянского Собора.
Болоз это Полоз – Змей.
Вспомним Полоз-Мукуча.

 

- Профессор Львовского университета САДОК БАРОНЧ (1814-1892) – историк галицких армян. Известен также под именем ПИОТР БАРОНЧ. Были и другие знаменитые армяне с фамилией Баронч.


- РОМАН БАРОНЧ (1856-1930) – выдающиеся хирург, доктор медицины, профессор Львовского университета;

 

- МАРИЯН ТИРОВИЧ (1901-1990): Мариян Тирович написал около 4000 биографий выдающихся людей. Ценнейший материал для историков. Для представления всех выдающихся учёных-армян Галиции, современных краковских и львовских учёных-армян и их творений требуются исследования коллективов профессионалов в каждой области. Я лишь могу отметить, что научное наследие наших галицких соотечественников настолько велико, что даже перечисление имён учёных и их трудов задача энциклопедическая. Можно лишь помечтать, что когда-нибудь такая Энциклопедия будет создана (желательно, на армянском, польском, украинском, русском, английском и др. языках). За основу «Энциклопедии Галицких Армян» можно взять работы С. Баронча, М. Тировича и А. Якубовича (есть и другие книги по этой теме) о выдающихся людях Галиции (Якубович А. Биографический словарь польских армян. – Варшава, 1998, на польск. яз.).
P.S. Много было учёных среди галицких армян с польско-армянскими ФИО: Шимон Кшиштофович, Акоб Теодор Минасович (начало XVIII в.) и др.

 

ГАЛИЦКИЕ ХУДОЖНИКИ-АРМЯНЕ


Польские художники-армяне: 
1-2) отец и сын Павел и Шимон (Симон) Богуши (1575-1648), 
3-5) Ежи Шимонович - Симонян (другое имя - Семигиновский-Элеутер) (1660-1711), его отец и сын, 
6-7) Каетан Стефанович (1858-1920), Антоний Стефанович (1858-1929), 
8) Теодор Аксентович (1859-1939), 
9-10) Людвиг Тирович-старший (1861-1930), Людвиг Тирович-младший (1901-1958) и др. Людвиг Тирович-младший в 1932 г. основал Союз львовских художников. Он же был одним из основателей сообщества львовских художников-авангардистов. Ныне в Львове есть интересная художница Анна Атоян (р. 1967), смотрится…
Классики польской живописи, братья-армяне

ШИМОН БОГУШЕВИЧ, ЕЖИ ШИМОНОВИЧ,

КАЕТАН СТЕФАНОВИЧ и ТЕОДОР АКСЕНТОВИЧ

украсят любую культуру. Они художники Польши, но армянские художники (одно другому не противоречит):

ՍԻՄՈՆ ԲԱԳՈՒՇ, ԵԺԻ ՍԻՄՈՆՅԱՆ,

ԿԱԵՏԱՆ ՍՏԵՓԱՆՅԱՆ, ԹԵՈԴՈՐ ԱՔՍԵՆՏ

 

ГАЛИЦКИЕ АРХИТЕКТОРЫ-АРМЯНЕ


- ТАДЕЙ БАРОНЧ (1849-1950) – выдающийся польский архитектор и скульптор, автор памятника королю Польши Яну Собескому во Львове. Памятник ныне установлен в Гданьске. Баронч - автор скульптурной композиции «Львовская статуя свободы» (на здании этнографического музея);

 
- ЮЛИАН АКТАВИАН ЗАХАРЕВИЧ (1837- 1898) – архитектор, профессор Львовского политехнического института. По проекту Захаревича в 1877 г. построен главный корпус Политехнического института. Захаревич - автор ряда зданий, украшающих Львов.

 

ГАЛИЦКИЕ ПИСАТЕЛИ-АРМЯНЕ


- ШИМОН ШИМОНОВИЧ (1558-1629) – крупный поэт и учёный из львовской армянской общины. Писал на латыни. Армянин, писал на латыни и на польском. Тут не хватает армянского языка…
(Википедия): Шимонович был основоположником нового для польской литературы жанра русинских песен «селянок» (1614), в которых обращался к жизни простых людей, передавал национальный колорит, картины крестьянской жизни. В идиллии «Жницы» — по мнению Адама Мицкевича «самой народной и правдивой», Шимонович передал всю тяжесть подневольного крестьянского труда.
Шимонович писал панегирики, драмы, оды, эпиталамы.
Идиллии Шимоновича пользовались большой популярностью не только на его родине, где он получил прозвище «польского Пиндара», но и в Европе. Труды Шимоновича вызывали много подражаний. Наиболее значительным его последователем был Ян Гавиньский.

 

- ШИМОН ЗИМОРОВИЧ (1609-1629) – один из величайших поэтов Польши. Напоминает наших юных гениальных поэтов Петроса Дуряна (1851-1872) и Мисака Мецаренца (1886-1908), также умерших в юном возрасте…


- ЮЛИУС СЛОВАЦКИЙ (1809-1849) – один из величайших польских поэтов. Прожил 40 лет…

 

- ЯН ЗАХАРИАСЕВИЧ (1825-1906) – польский писатель, публицист,  геополитик;

 
- КАЕТАН АБГАРОВИЧ (1856-1909) - псевдоним — АБГАР СОЛТАН – прозаик, новеллист, представитель польской литературной школы «Шляхетская сказка»;


- ИГНАСИЙ НИКОРОВИЧ (1866-1951) – прозаик, драматург;

 

Из львовских армян происходил величайший румынский поэт МИХАЙ ЭМИНЕСКУ (1850-1889) - лирик космического масштаба, внук львовского купца Мурада Эминовича. Мне кажется, Эминеску с того света спрашивает у меня:

- Что ищешь ты в дубраве сонной среди трепещущих ручьев?

- Ищу тени забытых предков…

Сокровенный фильм Сергея Параджанова ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ приобретает непостижимый смысл…

 

ПИСАТЕЛИ,

КОТОРЫЕ ПИСАЛИ ТАКЖЕ ПО-АРМЯНСКИ:

 

- СИМЕОН из ЗАМОСТЬЯ – ՍԻՄԵՈՆ ԼԵՀԱՑԻ (1584-1637) – Симон Лехаци - польский армянский писатель, поэт. Написал уникальную книгу «Путевые заметки» (Ուղեգրություն; 1608-1619).

Из «Путевых заметок»: «Львовские армяне не знают армянского языка, но говорят по-польски и по-кыпчакски, то есть на татарском языке. Говорили, что местные армяне переселились из Ани; согласно историкам, анийцы разделились на две группы: одна пришла в Кафу и Аккерман, и до сих пор их потомки живут в Сулуманастре и говорят по-армянски; другая – в Анкурию и оттуда в Польшу».

 

- СТЕПАНОС РОШКА – ՍՏԵՓԱՆՈՍ ՌՈՇՔԱ (1670, Каменец - 1739, Станислав) - польский армянский писатель и церковно-культурный деятель, епископ армяно-католический церкви. Автор философско-богословскихисторических и лингвистических трудов. Именовался также Рошкян, Степанян (по имени отца, которого также звали Степанос), Каменаци, Лехаци (т. е. Польский).

 

- ТАДЕУШ ИСАКОВИЧ-ЗАЛЕСКИ –

ԹԱԴԵՈՒՇ ԻՍԱԿՈՎԻՉ-ԶԱԼԵՍԿԻ

(р. 1956) – поэт, публицист, священник Армянской католической церкви в Кракове.

 

ГАЛИЦКИЕ АРМЯНЕ (Музыка) 

 

- ЮЗЕФ НИКОРОВИЧ (1827-1890) – польский композитор и поэт, автор гимна польских патриотов «В дыму пожарищ». Вспомним, что армяне являются авторами гимна (слов) СССР (Габриэл Эль-Регистан) и гимна Эфиопии (Геворг Налбандян);

- КАРЛ МИКУЛА (1827-1890) – выдающийся польский композитор и пианист, как говорится, один из лучших в мире исполнителей творчества Шопена, один из основателей Галицкого музыкального общества и консерватории.

 

- РОБЕРТ АМИРЯН (р. 1972) – композитор и продюсер.

 

Друг Армении великий композитор и дирижёр

- КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ (р. 1933) говорил о своей бабушке-армянке…

Ormianką była Eugenia Szylkiewicz, babka ze strony ojca kompozytora. Źródło: Ciągle myślę o Fedrze — wywiad z Krzysztofem Pendereckim, Rzeczpospolita, dodatek Opera Narodowa we Lwowie, 21 grudnia 2007

Разумеется, Пендерецкий поляк и польский композитор.

Но бабушка - Божья коровка!

 

Чёрный юмор о моей бабушке

Однажды мой отец просыпается и видит, что мать умерла в постели. Он выходит из дома, чтобы сообщить об этом родственникам-друзьям (телефона не было). На улице встречается выпивоха и говорит: «долбанём по стопке?». Отец ему говорит: «Я занят, некогда. Зайди к нам домой, попроси у моей матери, она тебе нальёт стопку». Отец уходит, а выпивоха заходит к нам домой и через минуту с криками вылетает…

 

ГАЛИЦКИЕ АРМЯНЕ (Кино)

 

ЕЖИ КАВАЛЕРОВИЧ (1922-2007) –

великий кинорежиссёр.

Фильмогория

1952 — Община / Gromada

1953 — Целлюлоза / Celuloza

1954 — Под фригийской звездой / Pod gwiazdą frygijską

1956 — Тень / Cień

1957 — Настоящий конец большой войны / Prawdziwy koniec wielkiej wojny

1959 — Загадочный пассажир / Pociąg

1961 — Мать Иоанна от ангелов / Matka Joanna od aniolów

Специальный приз жюри на МКФ в Канне

1966 — Фараон / Faraon, по роману Болеслава Пруса

1968 — Игра / Gra

1971 — Магдалина / Maddalena

1978 — Смерть президента / Śmierć prezydenta

Приз Серебряный медведь за выдающийся вклад в искусство на МКФ в Берлине

1980 — Встреча в Атлантике / Spotkanie na Atlantyku

1983 — Аустерия / Austeria

Приз «Золотой Лев» на национальном кинофестивале в Гданьске

1989 — Узник Европы / Jeniec Europy

1991 — Дети Бронштейна / Bronsteins Kinder

1996 — За что? / Za co?

2001 — Камо грядеши / Quo vadis?

 

ПЕЧАТНИКИ

 

- ЛАЗАРЬ АНДРИАСОВИЧ в 1550 году основал типографию в Кракове. Дело отца продолжил сын – ЯН ЯНУШЕВСКИЙ. Типография работала 63 года.

В 1600 году во Львове работала армянская типография. в 1615 году ЯН КАРДАМАНЯН основал там же армянскую типографию. 15 декабря 1616 года типография выпустила первую книгу «Пластырь Давида». А в 1618 году издала «Альгиш Битики» («Молитвенник») - единственную в мире печатную книгу на армяно-кипчакском языке, который был письменным вариантом разговорного языка армян в Крыму и на Украине (Видавництво Львівського братства).

Были напечатаны также астрологические и медицинские книги. До этого книги на армянском языке печатались, главным образом, в Амстердаме, Париже, Риме, Венеции, Константинополе и Падуе.

Яна Гардаманяна иногда называют Гованесом Гарматанянцем. Именам Ян, Янош соответствовало имя Ованес.

 

АРМЯНКА - СИМВОЛ МАТЕРИ

НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

 

ЯДВИГА ЗАРУГЕВИЧ (1878-1968).

Родилась в селе Куты (ныне Ивано-Франковская область Украины) в семье Николая и Петронелы Богосевичей (Boghosian).

Символ - Мать Неизвестного солдата - есть редко в какой стране. Исключение - Польша. Символом Матери Неизвестного солдата Польши является армянка по происхождению - Ядвига Заругевич (Богосян). 

…17 августа 1920 года, в легендарной для поляков битве под Задворьем сын Константин погибает. Несмотря на все усилия, семье так и не удалось отыскать его тело. Вероятней всего, Константин был похоронен в безымянной братской могиле.

Во время советско-польской войны ожесточенные бои велись за Львов. В этом бою погибло 318 поляков, в числе которых - ученик 7-го класса Первой реальной школы Львова, участник обороны города 1918 года, кавалер орденов "Virtuti Militari" и "Крест Храбрых" Константин Заругевич. Его матери, польской армянке Ядвиге Заругевич, в 1925 году была предоставлена честь выбрать из числа неизвестных солдат останки одного - для захоронения в Варшаве, в могиле Неизвестного Солдата. Все погибшие были первоначально захоронены в братской могиле возле места битвы, из них было опознано только 106 тел. Ядвига Заругевич выбрала один из гробов. При открытии гроба оказалось, что выбор пал на добровольца, пишет husisapail.wordpress.com.

Так, армянка из Куты (Польша) Ядвига Заругевич, чей единственный сын Константин погиб во время битв за Львов под Задвужем и чья могила была неизвестна, стала Названной Матерью Неизвестного Солдата.                                                                Ядвига Заругевич скончалась в городе Сувалки, вдали от своих родных. Здесь, спустя 48 лет, в январе 2016-го года, по ходатайству Мачея Богосевича (Boghosyan) были обнаружены ее останки и перевезены в Варшаву.

30 мая в Варшаве с большой торжественностью и воинскими почестями прошла церемония перезахоронения останков известной армянки. Церемонии предшествовала литургия в военном Храме польской армии в Варшаве, во время которой был зачитан указ президента Польши Анджея Дуды о посмертном награждении Ядвиги Заругевич Рыцарским крестом – орденом Возрождения Польши. Перезахоронение праха Ядвиги Заругевич состоялось в Воинском пантеоне в Варшаве, а над могилой был установлен специально доставленный из Армении хачкар. 

(Основной источник информации: GLOBAL SAVING SYSTEMS!).

 

Есть и такие видные армяне:

- РОБЕРТ МАКЛОВИЧ (р. 1963) – кулинарный журналист, телеведущий…

 

НОВЫЕ ГАЛИЧАНЕ («понаехавшие») - КОНСТРУКТОРЫ
Конструкторы знаменитых львовских автобусов «ЛАЗ»:
- РУБЕН АКОПЯН (1929-2013) и КАРП АТОЯН. 
К моему стыду, я не узнал биографию Главного конструктора Львовского автобусного завода Карпа Мироновича Атояна. Но, как говорил Фалес, время всё откроет.

 

О РУБЕНЕ АБГАРОВИЧЕ АКОПЯНЕ

 

Действительный член Транспортной Академии Украины;
Заслуженный деятель науки и техники Украины;
Заслуженный рационализатор УССР (1965);
Заслуженный изобретатель УССР (1968);
Доктор технических наук (1971);

Профессор (кафедра автомобилестроения Национального университета «Львовская политехника»).

За всеми этими званиями стоит титанический ум и титанический труд!! К тому же Рубен внешне и душой был красавцем…
Акопян - один из самых выдающихся автобусных конструкторов в мире, один из основных создателей знаменитых автобусов ЛАЗ.
Рубен Абгарович один из первых в мире авторов пневматической подвески автобусных средств. В СССР впервые был создан автобус на пневматических подвесках (в начале 60-х годов) и представлен на соискание Ленинской премии. Ежегодный экономический эффект от этого изобретения Р.А. Акопяна по тем советским деньгам составлял 30 млн. руб. в год! Премия не была получена по смешной аргументации:
мало автобусов было выпущено. А было выпущено 600 автобусов!
Впервые в СССР Р. А. Акопяном выдвинуты и обоснованы принципы создания и критерии оценки автоматических регулируемых подвесок, предназначенных для использования на автобусах и специальных автомобилях, разработана теория их прочности, получившая практическое воплощение при создании отечественных автобусов.
Р. А. Акопян является одним из основных авторов, создавших семейство автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697, ЛАЗ-698, ЛАЗ-4202, получивших международное признание; награды Брюссельской выставки, президента Франции и др.
Р. А. Акопяном создана научная школа в перспективной области пневматического подрессоривания автотранспортных средств.

 

КАК МЫ ПРОВОЛИЛИСЬ

с маленькой Гаяне

 

Гаяне Рубеновна Акопян доктор медицинских наук, профессор (Львов). Когда мы с Гаяне упали с балкона ей было 5 лет, а мне – 12. Семья Рубена Акопяна – он, жена Оксана и дочери Гаяне и Анаида (ей было несколько месяцев) - гостила у нас в Грузии. Мой отец - дядя Рубена (брат матери). У отца двухэтажный дом. Когда я возвращался домой, то имел привычку с крыши сарая прыгать на открытый балкон. Однажды я эту операцию проделал, взяв на руки Гайочку… я ударился ногами об балкон и упал вниз на спину, потерял сознание, хлынула кровь, а крошка упала на меня и ручками вытирала кровь с моего лица и свои слёзы… В итоге своё личико размазала кровью и плакала… В этот момент появляется великий конструктор Рубен Абгарович, видит эту кровавую сцену, теряет сознание и великий падает. Вслед появляется его жена, медик, доцент и тоже падает… Потом приходит мой отец. Однако он фронтовик, два самолёта сбил и один подбил, кричит сестре: «Рипсик, принеси два ведра воды!». Тётя Рипсиме приносит два ведра воды и обливает всех нас холодной водой… Все поднимаются, со всеми всё в порядке, а со мной почти всё в порядке… С тех пор я эту мою родню люблю особой любовью, а Гаяне мне не только сестра, но и друг, опознанный в беде. Никто за это не стал меня ни ругать, ни нотации читать. Будто ничего и не произошло. Какой-то аристократичный дух витал в этом интеллигентном семействе рабоче-крестьянского происхождения. Были лишь нюансы. Во взгляде отца была досада, будто осуждал меня, но не потому, что прыгал с ребёнком, а потому что пригнул неудачно. В тревожном взгляде Рубена было восхищение. Он в тифлисской школе не такое вытворял! Даже учинил взрыв в туалете, когда там находился ненавистный ему директор школы! Бедняжка вылетел с опущенными штанами… Только красивая, всепрощающая, как Богоматерь, тётя Рипсиме добродушно смеялась…

 

ГАЯНЕ АКОПЯН из Львова сказала

 

МИССИЯ АРМЯН В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ –

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ И САМОСОХРАНИЕ СЛАВЯН.

 

Сильно сказано. Мы с её сыном Олешкой с удивлением восприняли эту далеко не простую мысль.

Можно обобщить мысль доктора Гаяне:

Миссия армян в мире – самоутверждение и самосохранение народов.

Часто чёрная неблагодарность ответ этой миссии.

- Армяне – катализаторы, - говорит генетик Гаяне.

Я вспомнил случайно услышанный в транспорте разговор в Ростове-на-Дону: «Если фирма организовывается, надо набрать армян, люди инициативные, организуют хорошую фирму. Если же фирма нормально работает, то брать армян не желательно».

Два примера. В трудное время образования советских республик Белоруссия и Казахстан ими руководили армяне Мясникян и Мирзоян. Сейчас, когда Беларусь и Казахстан нормально функционируют, армяне во власти не приветствуются, а Мясникян и Мирзоян объявлены плохими (плохое в политиках от политики, а хорошее от людей). 

Гая права: катализатор разбудит сонливых, но мутит бодрствующих.

Профессору Гаяне Акопян очень нравится одна мудрость своей бабушки Рипсиме. Когда осуждали какого-то человека, тётя Рипсиме удивлялась и говорила։ «ինքն էդքան է»․ Буквальный перевод: «он столько». «Он такой» - плохой перевод, уничтожает изюминку… Именно «столько» - мера этого человека. А мы с него требуем поведения сверх его меры.

 

РУБЕН АБГАРОВИЧ ушёл…

 

Среди стран, обогащённых изобретениями конструктора автобусов Рубена Акопяна нет его самой любимой страны – Армении. Такова судьба или миссия армянская… Рубен пытался переехать в Ереван и создавать хорошие машины для Армении, но украинская сторона сделала всё возможное, чтобы не отпустить такого специалиста… и не отпустили.

Фирма «Гордон Брич» (Англия) издала трёхтомную монографию проф. Акопяна. А в Львове в 2006 году вышел в свет на английском языке шикарно оформленный фундаментальный труд проф. Акопяна SOME PROBLEMS OF THEORY, CONSTRUCTIONS AND EXPLOITATION OF AUTOMOBILE TRANSPORT FACILITIES (580 стр.) … Эта чудесная книга одна из драгоценностей моего дома. Я увидел также личную машину Рубена Абгаровича - кадиллак весьма высокого происхождения, который президент США Джон Кеннеди подарил Никите Сергеевичу Хрущёву. После свержения Хрущёва кадиллак передали Львовскому автобусному заводу, откуда машина «сама пошла» к проф. Акопяну. Земной путь этого уникального кадиллака: 
Джон Кеннеди→Никита Хрущёв→Рубен Акопян

Увы, я не успел познакомиться с армянской элитой Львова. Рубен Акопян величина, но были и есть и другие величины…

Во Львовском аэропорту (2010, июнь) юный пограничник, красивая девушка узнала меня: «Я Вас встретила, и я Вас провожаю», - сказала она по-русски с красивым западно-украинским акцентом. «Спасибо! – поблагодарил я – Счастья Вам!». «Вам тоже!». Мы сели в самолётик, который болтался при взлёте и посадке. Нам так и сказали: «Самолёт будет болтаться». Когда самолёт перестал болтаться, пассажирам дали вкусный ужин с соками и винами. Я выпил стакан красного вина за здоровье рядом сидевшей украинской девушки, а в мыслях повторял старинный украинский тост: 
- ХАЙ ЖИВУТЬ i ПРОЦВiТАЮТЬ ВiРМЕНИ

НА ВКРАïНi!

 

ГРЮНВЕЛЬДСКАЯ БИТВА – 1410


Вместе со славянами (поляками, руссами, русинами) и литовцами, против германцев – «тевтонских псов» - героически сражались два армянских конных полка - Вооружённые силы армян Галиции.

 

БИТВА ПОД ВЕНОЙ – 1683

 

Вместе с польскими гусарами героически сражалась конница армян Львова – 5 тыс. всадников. Всего – 25 тыс. Царь Польши и Главнокомандующий Ян Собески выразил благодарность Армянскому войску, а сейм Польши… упразднил армянские войска… дабы не позволить Армянской автономии перерасти в нечто большее? Далее знаем: разными ухищрениями, но тактично вынудили армян принять католичество, менять фамилии на польский лад – Абгарович, Аксентович, Богушевич, Лукасевич, Стефанович, Торосевич, Шимонович и т.д. Рассеяли армян, ассимилировали. Вообще-то поляки армян любили и любят. То, что нас съели… на здоровье! Многие нас ели, едят, не запивают и не помнят добрым словом. Любовь не политическая категория, но приятно, когда любят, хотя знаешь, что предпочитают тебя ассимилировать. Поляки помнят армян добрым словом… Французы тоже помнят. Китайцы помнят… А мы почти всё своё Великое Мировое Прошлое забыли. А когда вспоминаем, рабы возмущаются… Точно сказал великий поэт Армянской Диаспоры Ваган Текеян (1878-1945): «Как вы сладки цепи рабства!» (Ինչքա՜ն քաղցր եք ստրկության շղթաներ). Историк Анжела Терьян и вовсе не считает их армянами. Идентичный вопрос: являются трансгендеры людьми? Однозначного ответа нет. Есть аномалия. Надо корректировать пол. Аналогично, надо корректировать национальность. Духовного трансгендера можно сравнить с генно- модифицированным организмом. Есть армяне и гмо-армяне, русские и гмо-русские и т.д. Это от природы, без вмешательства медицины. Им надо внушить Истину, если Истина известна. Есть также неопределённости. Приведу один пример. У меня в Томске был приятель… армянофоб с украинской фамилией, не украинец. Меня не интересовала его национальность. Хороший парень, мы были однокурсниками, дружили по всем пунктам, но этот козёл не любил мою нацию… Я не понимал, как может хороший человек не любить армян? Однажды я взял у него какой-то конспект. Когда в своей комнате открыл конспект, то на первой странице увидел карту… Армении со словами великого американского художника Рокуэлла Кента:  

«Если бы меня спросили, где на этой земле можно встретить больше чудес, то я бы назвал, прежде всего, Армению». 

…Когда я возвращал конспект козлу, то указал на страницу об Армении… Товарищ ничего не ответил, покраснел, побледнел, взял тетрадь и исчез… После этого мы друг с другом не разговаривали, но сдержанно здоровались…

Я так и не узнал, почему этот человек на словах не любил армян, а скрыто любил?

ГАЛИЦИЯ была одной из пристанищ («перевалочный пункт») галлов (кельтов).

Этноним «галл» и топоним «Галиция» от армянского слова гал (գալ) – волк.

Волк был тотемом.

«Волк» по-армянски: гайл, гал, гэл.

Гайлик (գայլիկ) - волчонок. Древнее самоназвание валлийцев (Уэльс).

Галлы – предки французов.

Гэлы – шотландцы.

Вспомним также фамилию польского короля Владислава Ягайло, образованная на основе армянского слова гайл – волчьего тотема:

Я гайло – Я волк.

Есть украинская фамилия Жигайло.

Вариант примерного истолкования:

Жи гайло – Сильный волк.

Кар пат – Քար պատ - Каменная стена (арм.).

По преданиям армяне тут первыми строили каменные дома…

Первым об армянском происхождении топонима Карпаты говорил один украинский историк. Увы, фамилию не помню. Для знающих армянский язык это очевидно.

Старое название Варшавы – Аршава:
Аршав (Արշավ) – Поход (арм.).
Краков (Կրակով) – С огнём (арм.)․

Неожиданное замечание от практически незнакомого Алекса Попова из Харькова: 

«Прекрасные примеры топонимики из Праречи! Только надо правильно провести операцию канонизации современного звучания слова - это операция может не давать однозначного результата - Варшава может быть получена от канонической формы Ва-Ар-Са-Ва = земля пришедших водным путем. Краков - это аналог Харьков, полученный от канонической формы Ко-Ар-Ко-Ва = граница (конец) земли и конец воды».

- Спасибо, господин Попов!

В Армении есть село Харков (Խարկով), откуда родом Командос – генерал Аркадий Тер-Тадевосян – Освободитель Шуши.

Грустно, что в пограничном селе Харков живёт всего лишь одна старая женщина…

Харк, харуйк (խարկ, խարույկ) – костёр (арм.);

Харков (Խարկով) – С костром (арм.).

Были времена солнцепоклонников.

Меня потрясла оригинальная и глубокая этимология Алекса Попова. Словно Божья помощь. Я думал, что топонимы Краков и Харьков не только родственны, но и придуманы одними и теми же (Богоподобными) людьми… Практически ту же мысль в иной формулировке высказал Алекс Попов. Выражаю глубокую благодарность мудрому Попову и всем жителям Кракова и Харькова за то, что они моя родня, хотя не подозревают об этом.

ДИАСПОРА дойная корова или бумеранг?

Власти постсоветской Армении Диаспору рассматривают как дойную корову. Меняются только доярки.

Родине Диаспора помогала, помогает и будет помогать! Но статус коровы даёт кратковременную выгоду, которая к тому же не часто доходит до адресата. Эта примитивная формула отмывания денег наносит смертельный удар по нравственности народа, государственности и Диаспоре. Диаспоры армян Западной Украины и Польши властями Армении преданы забвению. Некого доить? Однако власти - ничтожная часть народа.

- Мы вас любим, галичане – армяне и славяне!!

Наша любовь восходит к Истории и Богу, а не обусловлена деньгами.

Когда диаспора ощущает себя частицей Отечества, тогда мы успешны.

Когда диаспора лишь дойная корова, тогда, подыхая, она превращается в бумеранг…

- Да здравствует древняя, бескорыстная и овеянная оккультизмом армяно-славянская дружба!

Снимок экрана 2019-09-25 в 18.18.37.png

В Кракове 17 апреля 2003 года возле костела св. Николая был воздвигнут памятник жертвам Геноцида и всем армянам, издавна жившим в Польше, в виде традиционного армянского каменного креста - хачкара. Автор проекта – архитектор и искусствовед Яцек Хшонщевский (Jacek Chrzaszczewski). Каждый год в день годовщины Геноцида в костеле св. Николая совершается месса по армяно-католическому обряду, в которой, среди прочих, участвуют посол Армении, представители польского Сейма и Рады города…

В 2005 году Сейм Польши принял резолюцию, осуждающую Геноцид армян в Османской империи в 1915-1922гг.

Польские власти, делают проармянские шаги, в частности, в 2015 году одна из площадей Вроцлава была названа «Армянской».    «Отношения Армении и Польши развиваются вопреки нынешним политическим тенденциям. В Польше нет влиятельной армянской диаспоры, которая могла бы способствовать более тесным контактам: для сорокамиллионной страны сорокатысячная армянская диаспора слишком мала и слишком слаба. Думается все же, что очень важна и та благожелательность, которая имеется в двусторонних отношениях. Историческая память в данном случае служит своего рода нематериальным ресурсом, который помогает сближению двух народов. Это именно тот случай, когда сухость политического прагматизма умеряется соображениями совсем другого порядка, что не может не радовать». (Борис Серов).

Памятник жертвам Геноцида армян в Львове

Снимок экрана 2019-09-25 в 18.22.00.png

Эту статью я написал в августе 2019 года, когда в Степанакерте и Ереване проходили 7-е Всеармянские игры (по 17 видам спорта), на которые прибыли более 5000 спортсменов из 35 стран и 161 городов мира! Какие ребята! Мужественные, мощные! Берегись, Будущее!

С тренерами, судьями и т.п. сопровождением приехали более 10000 человек (не считая болельщиков и туристов)! Есть чему радоваться. Однако армянские СМИ старались не показывать спортивные соревнования… Словно СМИ

приказано показывать не спорт, а дебильные фильмы, дебилов у власти и т.п. мусор. Надеемся, к следующим играм очистимся от мусора и увидим сами игры, спортсменов, в том числе армянских спортсменов Галиции. Пусть побегают по родной земле…

Виктор Ваганян

АрмянеA A