Культура

Памяти великого армянина: с раннего утра к памятнику Егише Чаренцу шли поклонники творчества поэта

Март в Армении проходит под знаком Егише Чаренца. 13 марта – день рождения поэта – в очередной стал радостным праздником для всех любителей его поэзии. Прямо с утра у памятника Чаренцу собралась толпа почитателей творчества поэта, писателей, студентов вузов, иностранных гостей.

«Егише Чаренц не ушел в день своей трагической смерти. Он будет всегда нам необходим. Поэт дорог нам тем, что сделал для нашей культуры, нашего языка. Он остался цветом и краской всей поэзии XX века и века нынешнего. Все годы, что мы прожили без поэта, без его физического присутствия, ничего у него не отняли, не стерли, не обесценили. Глядя на изображения поэта в великолепном исполнении скульптора Николая Никогосяна, создается ощущение, словно он шепчет стихи.

Тебе, Господь, молюсь за свежесть сил,

За этот светлый щедрый дар нетленный,

За то, что ты меня провозгласил

Поэтом, к арфе дней приговоренным.

Тебе, Господь, признателен вовек

За то, что я певец народных стонов,

Что рыцарем печалей Ты нарек…

В жестоком времени я сеятель бессонный.

(Перевод Ашота Сагратяна)

Армянская поэзия XX века крепла под его влиянием, возвышалась к тому строю чувств и страстей, которыми горел Чаренц и которые никогда не угаснут в армянской поэзии. Вокруг Чаренца и сейчас идут и будут вспыхивать самые яростные споры, которые лишний раз доказывают его значительность, его гениальность»,- пишет на данную тему «Голос Армении».

«Вхождение Чаренца в армянскую литературу было стремительным, его творческий процесс был беспрецедентным, а судьба – трагичной», – говорится на странице дома-музея им. Чаренца в соцсети Facebook. 

«Объединив национальное и общечеловеческое, старые и новые литературные традиции Запада и Востока, Чаренц за свою недолгую 25-летнюю творческую жизнь положил начало новому литературному, культурному, издательскому движению, которое по праву является “дыханием того времени”, “сожжённым огнем миров”, “давший новый темп и направление”», – отмечается в сообщении дома-музея.

Как известно, Егише Чаренц (Егише Согомонян) родился 13 марта 1897 года в Карсе. В 1908г. поступил в Карсское реальное училище.

В 1910-ом году в школьном альманахе «Гарун» (Весна) был опубликован цикл стихов Чаренца, посвященный временам годам. В 1914г. в Карсе выходит в свет его первый сборник под названием «Три песни печально-бледной девушке…», посвященный Астхик Хондахчян. На книге уже стоял псевдоним автора – Чаренц.

Есть несколько версий возникновения этого псевдонима. Сам Егише как-то рассказывал Магари, что в Карс приехал врач с фамилией Чаренц и надпись на его вывеске «Чаренц» он и взял себе литературным именем. Юношеские друзья Чаренца дают и другие объяснения. Карине Котанджян говорит, что Егише в детстве был очень непослушным ребенком (чар с армянского — непослушный), отсюда и Чаренц. Анушаван Зидечян утверждал, что Чаренц произошел от пушкинского «Анчар» с некоторой перестановкой звуков.

В 1915г. добровольцем пошёл на фронт. В 1915г. отправляется в Москву и поступает в Университет Шанявского.

В 1918г. вступает в ряды Красной Армии. В 1919 г. возвращается в Ереван и некоторое время работает учителем.

В июле-августе 1936г. начинаются аресты армянских писателей, в свидетельствах которых упоминается и имя Егише Чаренца. В сентябре он был взят под домашний арест.
Из библиотек и книжных магазинов изымаются его книги, приостанавливается публикация уже готовых книг. Притеснениям подвергается и семья Чаренца. Вскоре его арестовывают с обвинением в антисоветской деятельности.

Егише Чаренц скончался 27 ноября 1937г. в ереванской тюремной больнице.

Среди наиболее известных поэм Чаренца – «Синеглазая родина», «Дантова легенда», «Сома», «Неистовые толпы», «Всем, всем, всем», «Всепоэма», «Чаренц-наме», «Страна Наири», «Вечный покой», пишет издание «Панорама».

Похожие записи