Культура

«Шелковая весна» в ереванском культурном центре «Текеян»

 В расположенном в армянской столице культурном центре «Текеян» начала свою работу выставка работ, созданных в технике батика. «Шелковая весна» — в экспозицию с этим названием вошла роспись по ткани трех известных армянских мастериц: Тании Мазеджян, Гоар Мачкалян и Арменуи Сагдасарян. В рамках выставки экспонируется порядка 60 картин, которые отличаются по задумке, стилистике и смысловому содержанию, но в тоже время объединены большой любовью авторов к искусству батика.

Как пишет «Голос Армении», Тания, Гоар и Арменуи не впервые организуют совместные выставки. «Шелковое трио», как прозвали этих необычных художниц в сфере армянского арта, сотрудничает в рамках разных проектов, стремясь представить батиковую живопись с разных сторон, показать, что роспись по ткани может иметь не только прикладной, но и художественный характер.

Выставку открыл глава культурного центра «Текеян» Рубен Мирзаханян. Он поздравил художниц с очередным «выходом в свет», а посетителей — с возможностью соприкоснуться с эстетикой авторского батика. «Выставка важна тем, что знакомит широкую публику и ценителей искусства с современными мастерами армянского батика. Не будучи традиционным для нашего народа видом искусства, батик давно обрел в Армении национальные очертания, что еще раз подтверждают представленные сегодня в центре «Текеян» шелковые полотна, — сказал Рубен Мирзаханян. – В том, что батиком занимаются женщины, есть своя закономерность: этот вид творчества требует особого осмысления красоты, тонкости исполнения и красочности выразительных средств, которые должен использовать мастер росписи по шелку».

Директор музеев Первопрестольного Эчмиадзина, иеромонах Тер Асохик Карапетян благословил событие, его устроителей и собравшихся, отметив важную роль центра «Текеян» в пропаганде армянского искусства:

 — Женщина от Бога наделена талантом и большими способностями. Ей дано счастье воспроизводить потомство, распространять добро и красоту, быть хранительницей не только домашнего очага, но и наследия своего народа. Выставка «Шелковая весна» — отражение безграничных творческих возможностей человека, воплощенное благодаря умелым рукам и эстетическому вкусу женщин. В наши дни женщины-творцы нередко превосходят мужчин как в сфере живописи, так и в искусстве традиционной армянской миниатюры, что не только отрадно, но и похвально. Желаю нашим мастерицам всегда держать руку на пульсе времени, отражать в своих работах как радости бытия, так и важные национальные идеи, которые представлены на нынешней выставке,- сказал Тер Асохик.

Известно, что искусство батика пришло к нам с востока и, не являясь аутентичным для Армении, довольно быстро прижилось здесь, став, как отметила на открытии выставки Гоар Мачкалян, частью армянского декоративно-прикладного искусства, имеющей безграничные возможности.

«Шелк стал для нас не только материалом для создания разных аксессуаров с росписью. Он стал холстом, на который мы выплескиваем свои чувства, переживания, мысли и наносим краски своей женской души. Более того, батик — средство, позволяющее знакомить мир с армянской культурой, древними орнаментами, узорами и символами, средневековой миниатюрой и рукописями – всем тем, что лежит в основе нашего богатого и древнего культурного наследия, — сказала Гоар Мачкалян. – Благодаря батику мы можем творить свободно и в то же время быть миссионерами, проводниками в мир наследия предков».

«Гоар Мачкалян занимается батиком уже более 20 лет, она познала все его возможности и секреты и сегодня отдает предпочтение работе с армянским шелком. Если ранние ее картины были неким поиском творческого кредо, авторского я, то на выставке «Шелковая весна» она предстает уже как зрелый художник, глубоко связанный с историей своего народа, его богатым культурным наследием. Сочетая технику росписи по ткани и принт, Гоар Мачкалян насыщает свои картины глубоким содержанием, связывая в одном полотне содержащуюся в древних манускриптах мудрость и филигранную работу армянских резчиков по камню, достижения христианской архитектуры и орнаменты ковров. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя, художница использует сепию, придавая ей оттенок старины. На выставке представлены и красочные композиционные полотна художницы. Работы Гоар Мачкалян  находятся в галереях и частных коллекциях разных стран.

 Арменуи Сагдасарян обратилась к искусству батика в 2015 г. и практически сразу же поняла, что необычное творчество привлекает ее безграничными возможностями и неким таинством. Уроженка Ливана, она была знакома с восточными традициями батика, а вот как используется эта техника в Армении, ей еще предстояло узнать. И она открыла для себя не только сам этот вид искусства, но и возможность связать его тонкими нитями с армянской сутью и в то же время  сказать в этом искусстве новое слово. Изучив особенности армянского алфавита, каллиграфии и миниатюры, Арменуи по-своему интерпретировала их в росписи по шелку. Она изучала историю Армении, ее древнюю культуру дохристианского, а затем христианского времени, символику, орнаменты, узоры и способы их передачи, опираясь на такие понятия и категории, как вечность, верования древних армян, их переход в христианство и связанное с ним создание армянского алфавита, открывшего новую страницу в армянской истории. В то же время, как отметила на открытии выставки искусствовед Ивет Таджарян, в работах Арменуи Сагдасарян есть важная особенность, отличающая армян Спюрка от уроженцев Армении: это  взгляд на Родину издалека и страстное стремление воссоединиться с ней, как минимум, через истоки культуры своего народа.

Тания Мазеджян также уроженка Ливана, оказавшаяся в Армении уже в зрелом возрасте и обретшая здесь Родину. Ее батиковые картины – золотая середина между Западом и Востоком, Ливаном и Арменией, в них отражены ее размышления и эмоции, говорящие о творческом поиске, в состоянии которого пребывает художница»,- также отмечается в материале вышеупомянутого издания.

«Наши мастерицы отошли от традиционных методов живописания в технике батика и попытались найти свою нишу, сказать свое авторское слово, вдохновляя тем самым других художников на эксперименты и поиск новых решений», — цитирует «Голос Армении» слова Ивет Таджарян.

Похожие записи