Культура

Утраченное, но за забытое наследие: музей истории Армении организовал выставку, которую следует посетить каждому

Музей истории Армении в очередной раз решил поднять тему утраченного наследия. На сей раз в центре внимания реликвии восточных земель Исторической Армении – Гардмана, Ширвана, Нахиджевана, собранные в небольшую, но впечатляющую экспозицию.

 Хотя экспозиция и занимает сравнительно небольшой зал, это не помешало организаторам представить три важнейших региона в полноте и многообразии созданных на их территориях ценностей. Наши предки, далекие и не очень, оставили нам не только уникальные предметы быта и декоративного убранства, аксессуары, украшения, таразы, но и множество других образцов творчества от древнейших времен до прошлого столетия. За 100 лет существования Музея истории Армении они по крупицам были собраны в его архивах. Экспонаты из коллекции музея, а также фотографии населенных пунктов этих исторических армянских земель и эксклюзивные географические карты и собраны в единую выставку.

«Инициатива выставки исходила от Всеармянского союза «Гардман, Ширван, Нахиджеван», наш музей поддержал ее, осознавая важность подобных начинаний. Проект, несмотря на всю тематическую объемность, удалось реализовать за короткое время. Из хранящегося в нашем музее собрания объемом в 400 тысяч экспонатов мы отобрали около 40, относящихся к теме выставки. Здесь археологические, этнографические, декоративные  и другие образцы, созданные в разные эпохи в Гардмане, Ширване, Нахиджеване, хранящие традиции армянского народа, следы его доисторических верований и принятого затем христианства. Все они рассказывают нам об этих регионах, их армянской принадлежности и богатом историко-культурном наследии, созданном нашими предками на протяжении веков», — цитирует «Голос Армении» слова директора Музея истории Армении Давида Погосяна.

Каждый экспонат  с точки зрения культурологии представляет собой произведение искусства, однако в свете утери этих исторических армянских земель они сродни реликвиям, чудом сохранившимся и в разные времена нашедшим пристанище в Музее истории Армении. Армянские Гардман, Ширван, Нахиджеван ныне находятся в составе Азербайджана, вектор политики которого сориентирован на уничтожение в регионе всего, что связано с армянами, их прошлым, историей. Деятельность Азербайджана преследует две цели: с одной стороны — стереть все свидетельства армянского присутствия на этих землях на протяжении многих веков, с другой — присвоить армянскую историю, культуру, наследие с продвижением ложных нарративов.

Выставка поддержана отдельными лицами и организациями. Известный картограф Рубен Галичян предоставил для нее географические карты с указанием в составе Армении Нахиджевана, Гардмана или Ширвана, датируемые II веком н.э. и более поздней эпохой. Фонд по изучению армянской архитектуры, созданный Самвелом Карапетяном, также предоставил фотографии, среди которых особенно интересны снятые в 1980-90 гг. и запечатлевшие не просто армянские населенные пункты этого региона, но и церкви, хачкары, надгробия и т.д., полностью уничтоженные сегодня.

«В нашем музее с советских времен хранится хачкар из Нахиджевана, представляющий собой прекрасный образец армянского христианского наследия. Это истинное произведение искусства, являющееся частью мировой культуры. Известно, что в начале 2000-х огромная территория с хачкарами была уничтожена в Нахиджеване», — продолжил Давид Погосян, подчеркнув, что сегодня подобная участь угрожает и армянскому наследию Арцаха. Выставка, демонстрируя образцы наследия Гардмана, Ширвана, Нахиджевана, в то же время содержит месседж, направленный на борьбу за сохранение историко-культурного достояния Арцаха.

Экспозиция начинается с археологических фактов дохристианской эпохи, найденных в Бананце, Шамхоре, Геташене и сделанных из разных материалов: кости, металла, бронзы. Здесь же бытовая утварь, датируемая ХI-ХII вв. до н.э., сделанная из глины. Большую ценность и интерес представляют ковры и карпеты, которым почти полтора века. В каждом из них посетители увидят узоры и символику, характерную для того или иного региона, познакомятся с особенностями красок, используемых в Гардмане, Ширване, Нахиджеване. По словам Давида Погосяна, эта часть экспозиции особенно ценна, так как ковры сегодня представляют особый интерес для официального Баку, предпринимающего все возможные шаги по присвоению этой части армянской культуры.

На одном из стендов представлен женский наряд – тараз, являющийся  комплектом одежды с ее атрибутами и демонстрирующий высокое мастерство портных, создавших такое богатое и в то же время отличающееся тонким вкусом  одеяние. Рядом фотография шамахинской армянки, сделанная в 1915 г. известным этнографом, ориенталистом и фотографом Дмитрием Ермаковым. Роскошны как серебряные пояса, отличающиеся тонкой вязью, так и представленный в экспозиции медный поднос с отчеканенными на нем растительными и животными орнаментами. По крайнему ободу подноса его автор изобразил символы знаков Зодиака, что интересно не только с художественной, но и информативной точки зрения.

«Историко-культурное, археологическое и этнографическое наследие каждого народа – самое яркое свидетельство его сути и пройденного пути. К сожалению, на протяжении тысячелетий исторический ареал проживания армянского народа постоянно сокращался, и большая часть его культурного наследия осталась сегодня на землях, перешедших к другим народам и государствам, — отметил директор Музея истории Армении. — В 1920 г. от Армении в принудительном порядке был отторгнут Нахиджеван, и всего за пару десятилетий армянский народ был вытеснен оттуда. То же самое произошло и в Гардмане, Ширване и других армянских регионах, переданных в советскую эпоху Азербайджану. Дальнейшая участь армянского наследия здесь была той же, что и в Нахиджеване. Именно поэтому сохранившиеся в музеях образцы культуры армян этих регионов так ценны и важны. Ведь они продолжают свидетельствовать о главном – своей принадлежности армянскому народу, который создавал их на своих исконных землях – в Гардмане, Ширване, Нахиджеване».

Тем временем, как сообщают «Новости Армении», на сохранение и реставрацию историко-культурных памятников из госбюджета выделено 396,2 млн. драмов, в результате чего будут восстановлены 8 памятников. Об этом заявил на пресс-конференции 25 декабря заместитель министра образования, науки, культуры и спорта Армении Альфред Кочарян.

В частности, будут восстановлены церковь «Таркманчац» села Айгешат Армавирской области, церковь «Цирановор» V века села Парпи Арагацотнской области и др.

«На данный момент на стадии тендера находятся научно-проектные документы по реставрации 9 памятников», — цитирует упомянутое издание слова Кочаряна.

По его словам, 36 объектам, представляющим историко-культурную ценность, присвоен статус вновь открытых памятников, одобрено 82 проекта охранных зон, дано разрешение на археологическое изучение 55 памятников. «Сфере памятников уделяется серьезное внимание и проводится огромная работа по их восстановлению. Отмечу, что в следующем году наш бюджет достигнет 1,2 млрд. драмов. Такие деньги никогда не выделялись на этот сектор. Мы уверены, что деньги, выделяемые правительством РА, позволят еще больше улучшить состояние памятников, иметь новые туристические направления», — отметил замминистра.

Он также сообщил о том, что создан историко-культурный заповедник «Столица Арташат», который пока не охватывает весь исторический Арташат, но министерство уже разрабатывает проект по расширению границ.

По словам Кочаряна, они работают над новыми и интересными проектами. В частности, по его словам, скоро появятся информационные центры, которые планируется разместить возле всех памятников Армении.

Похожие записи