Любопытно

«На Кавказе было две Албании – лезгинская и армянская, где не было турок»: политолог

Минисултанат строит свою захватническую политику в Восточной Армении (в провинциях Арцах и Утик), основываясь на лживой формуле, что Кавказская Албания – тюркские земли.

Хотя даже историк Зия Буниятов, являясь идеологом бакинского колониализма, падким на фальсификации, был вынужден признать в своей статье для газеты «Эльм»:

«В древнем (исконном) Азербайджане, в том числе и в Албании, не было никаких турок. По этой причине обвинять И. Алиева в том, что он преминул обмолвиться о местных турецких племенах, совершенно излишне. Он же не мог из собственных пальцев высечь этих турок».

Буниятов имеет в виду азербайджанского историка Играра Алиева, который в книге «Вопросы истории Кавказской Албании», изданной в советском Баку в 1962 году, ссылается на сочинение востоковеда Владимира Минорского (V.Minorsky. Sheki, Encyklopaedie des Islam, Leipzig, 1927, s. 372-373), пересказывая его выводы, где нет ни слова о населявших Кавказскую Албанию турецких племенах:

«В античное время область Шеки входила в состав Албании, являвшейся конфедерацией многоязычных племен. Остатками этих племен являются удины, происходящие из области Отена, которая находилась на территории нынешних Кировабада, Шамхора и Тауза. Удинский язык родствен шахдагской группе языков (хиналуги, будухи и т. д.). Албанцы переняли христианство у армян в весьма ранние времена. Согласно Минорскому, Хабала и Албанские ворота соответствуют Кабале и проходу, ведущему в долину Самура (дорога от Хачмаса и Куткашена)».

Кстати, Буниятов был убит спецслужбами минисултаната именно по причине того, что старости лет отказался приписывать туркам Албанию. Видимо, здесь уже в пропагандисте сыграло его происхождение: Буниятов был татом.

Что касается Албании (или Агвании, как ее именовали армяне), то их на Кавказе было две. Одна Агвания была на левом берегу Куры с коренным лезгинским населением, которое исповедовало христианство армянского обряда и вело службы на грабаре (древнеармянский язык). А вторая Агвания была армянской, она так и называлась в книгах и документах Российской империи – Армянская Агвания. Саму Агванию армяне называли Аран – по имени одного из потомков Сисака.

Так что по Агвании армянам надо говорить именно с лезгинами, но никак не с фашистским режимом Алиева, который десятилетиями притесняет лезгинский народ.

Политолог Саркис Цатурян в статье для ИА «Реалист»

Похожие записи