Общество

Правда о 44-дневной войне вызвала шок у кинозрителя

В Доме кино армянской столицы прошел показ двух короткометражных картин, посвященных 44-дневной войне в Арцахе и правда, описанная там, вызвала шок у зрителя. Фильмы «Камень» режиссера Армана Айвазяна и «250 км» Асмик Мовсисян, основанные на реальных событиях, были объединены в рамках показа слоганом «Две истории, одна война».

«Камень» -документальная картина, рожденная, по словам самого режиссера, непреднамеренно. Фильм, снятый на студии «Барс Медиа», рассказывает о группе волонтеров, отправившихся в г.Бердзор Карвачарского района Республики Арцах, чтобы вывезти из его окрестностей и спасти от уничтожения средневековые армянские хачкары и уникальные надгробия – немые свидетели многовековой жизни армян на этой территории. К парням, желающим не допустить в Бердзоре повторения истории с джугинскими хачкрами Нахиджевана,  присоединился и Арман Айвазян – как помощник и фактограф. Но пройти мимо такого важного для армянства и всего цивилизованного человечества явления как стирание официальным Баку с лица земли армянского следа, режиссер не мог. Опыт бердзорской экспедиции выплеснулся на экран в формате документальной хроники под названием «Камень», в которой Арман Айвазян выступил также в качестве оператора.

«Все получилось само собой. По просьбе членов группы – археологов, архитекторов, культурологов по специальности, я должен был заснять экспедицию чисто как факт и передать кадры им. Но по ходу этой истории к нам присоединялись люди из отряда ВОМА, которые не могли сдержать душевную боль из-за сдачи Бердзора, готовые и сегодня, после войны, защитить каждый хачкар, надгробие, каждый камень из наследия предков силой оружия, — рассказывает Арман Айвазян. – Добровольцы работали профессионально, знали, как обращаться с хачкарами, чтобы не повредить их. Эта история глубоко тронула меня как армянина, человека, кинематографиста, и я не мог не показать ее на экране».

По словам Армана Айвазяна, документалистика – свободный жанр в кино, в котором автор остается один на один со своей идеей и может воплотить ее в формате нужной ему концепции. В то же время документальное кино основано на фактах и реалиях, что делает каждый продукт этого жанра сродни отпечатанному на бумаге документу или фотографии. Режиссер признался, что был потрясен тем, как волонтеры – ученые и воины – трепетно отнеслись к наследию предков, бережно извлекая каждый хачкар из земли, в которой эти крест-камни жили столетиями и с которой срослись всей своей сутью. Они осторожно укладывали их на сани и всю дорогу следили за тем, чтобы ничто не повредило сокровища нашей истории.

«Хачкары – это летопись армянского народа, его душа и плоть. Именно тем они и ценны для нас и останутся такими всегда. Мы не должны позволять исчезнуть нашей истории, и в этом патриотическом деле огромную роль играют обычные ребята, с которыми мне довелось побывать в бердзорской экспедиции, — продолжил Арман Айвазян и отметил, что намерен представить фильм «Камень» в качестве своей дипломной работы во ВГИК, несмотря на то, что в его послужном списке есть немало других картин, снятых в Москве. – Для меня честь окончить вуз с фильмом на армянскую тему, показать педагогам и сокурсникам всю боль своего народа от несправедливости мира».

Присутствовавший на встрече один из добровольцев, Ашот Ованесян, высказал мнение, что картина «Камень» представляет собой демонстрацию процесса изгнания армян со своей исконной земли, а также спасения хачкаров IХ-ХIII и более поздних веков. Архитектор-реставратор Давид Наатакян подчеркнул, что каждый из бердзорских хачкаров – немой свидетель присутствия в Карвачаре армян на протяжении тысячелетий, а фильм Армана Айвазяна — констатация данного факта. Он отметил, что работа по вывозу хачкаров проводилась в соответствии с научными требованиями: были зафиксированы подробные координаты каждого исторически значимого камня с тем, чтобы однажды вернуть их на свое место навсегда.

Фильм «250 КМ» (режиссер Асмик Мовсисян), который был выпущен на базе студий «Нранэ Филмз» и «Обертон», основан на истории двух арцахских мальчиков – 11-летнего Ашота и 14-летнего Ваге, которые во время 44-дневной войны вывезли свои семьи и других соотечественников на автомобилях, проделав под угрозой обстрелов и бомбежек нелегкий путь длиной в 250 км. из Арцаха в Армению. Пока их отцы защищали Родину на фронтах войны, мальчики проявили себя в тылу не менее мужественно.

Асмик Мовсисян на презентации выразила уверенность, что картина имеет особый посыл и призвана обратить внимание широкой общественности на армянских подростков и молодежь, которые рождаются и воспитываются как герои, проявляя этот героизм в своих поступках и действиях в сложнейших ситуациях.

«Обоих героев фильма нельзя назвать взрослыми: оба находятся на пороге очередного этапа взросления. Но уже в этом возрасте они ведут себя как настоящие мужчины, взвалив на себя ответственность за семью и соотечественников. Так случилось, что в дни третьей Арцахской войны я была в Армении. Не хотелось уезжать в Москву, во ВГИК, где я постигала профессию режиссера, но должна была. Покидая Родину, я не переставала думать о том, чем могу помочь своему народу в момент испытаний. Как режиссер и человек искусства, я решила сделать это языком кино»,- цитирует высказывание режиссера «Голос Армении».

Похожие записи