Новости | Страна армян

Армянское нагорье – прародина чеченцев: интересные факты о связи двух народов

Представляем вашему вниманию статью постоянного автора Armenia.IM Виктора Ваганяна.

Вступительное слово

Исследования по древнейшим армяно-чеченским связям худо-бедно ведутся. Когда-то древние вайнахи жили там же, где и древние армяне – в Древней Армении, которую в VI веке до н.э. древние персы и эламы называли Армина, а аккадцы – Урарту, что ассоциируется с названием горы Арарат. Царь Персии Дарий I на Бехистунских скалах увековечил один и тот же текст на трёх языках – на др.-персидском, эламском и аккадском (9, с. 41). На двух первых языках подвластная Дарию страна называется Армения (Армина), а на аккадском – Урарту. Из этого следует, что Армина и Урарту одна и та же страна. (Армению Арарту или Урарту называли также ассирийцы). В ХХ веке халявщики вопреки этому очевидному до белой горячки факту разделили Древнюю Армению на два государства – Урарту и Армения. При этом Армении нельзя было быть рождённой до VI в. до н.э. А вся предыдущая Армения была названа отличной от Армении страной Урарту, которую вскоре назначили семитской страной. Вот так дико, по-хамски, нагло и без всякого стыда и чести рэкетиры во главе с заклятым зятем армянского народа Б.Б. Пиотровским и более мелкие сошки, на бумаге отменили Древнейшую Армению. При этом никто, никогда, нигде не видел урартов! Потому что их никогда и нигде не было! В Древней Армении жили армяне и другие народы, в частности, предки басков, вайнахов, кельтов и др. арийских и иных народов. Но не было урартов. Да и сам термин «урарт» недоразумение. По поводу слова «Урарту» у меня собственное правильное мнение. Вот оно:

Ура тур – Ուրա տուր — Данный Богом (др.-арм.).

Армения данная Богом страна.

Уратур→Урарту

Последняя буква «р» перешла на две позиции влево, возможно, от плохого знания писарей древнеармянского языка.

Аккадцы название Армении написали, хоть и с искажением, но по-армянски.

Ур – Бог; «тур» (տուր) – «дан».

«Ур» — шумерский вариант древнеармянского святого слова «Ар» («Бог»).

Аналогичные, данные Богом имена:

Ар тур, Аса тур, Астваца тур, Бага тур, Вана тур, Тира тур…

и все они означают «Бог дан».

Стыдно, когда армянские историки с умным до дебилизма видом мямлят: «Армения наследница Урарту», т.е. «Армения наследница Армении». Хочется заорать в рожи этим цранам Верго (засранцам), как горлопан Оган (Ձենով Ոհան) из армянского эпоса:

— А чьей наследницей должна быть Армения?!

Можно встречать и такие дебилизмы: «урартийцы не были полностью ассимилированы армянами». Как могут армяне ассимилировать несуществующий народ?! Если под выражением «урарт» подразумевается основной (руководящий) народ Армении (Урарту), то это армяне. Получается… армяне не были полностью ассимилированы армянами. Хоть стой, хоть падай! Если любезные под словом «урарт» подразумевают этноним «хурит» («хуррит»), то пусть так и скажут! «Хурит» (խուրիտ) – армяно-персидское слово: «солнцепоклонник»; «хур» — «солнце» (перс.).

Так докажите, господа охотники до Армянской древности, ваше родство с хуритами! Ваши «доказательства», уважаемые пиатровские и дебилы, как говорится, «ломанного гроша не стоят». За такие «доказательства» студентов-математиков пинком выбрасывают из университетов.

Большая просьба «новоявленным урартам»:

Сказать, что «мы наследники урартов» то же самое, что сказать: «мы никто». В приличном обществе такие глупости может изрекать лишь неграмотная публика колхоза «40 лет Октябрю». Если какой-либо народ хочет доказать свою древность житьём вокруг Арарата времён потопа, то надо говорить «мы наследники армян», на худой конец – «мы наследники тех, кто писал на армянских и персидских скалах». А кто на скалах писал? Хулиганы или Дарий I ?

Перейдём в Средневековье.

Вспомним, например, грузинского историка 11 века Леонтия Мровели: «…у кавказских народов был единый отец по имени Таргамос, сын Таршиса, внук Иафета, сына Ноева. Среди сыновей его отличились восемь братьев, герои многосильные и славные, которых звали так: первого — Гайос, второго — Картлос, третьего — Бардос, четвертого — Мовакан, пятого — Лек, шестого — Эрос, седьмого — Кавкас, восьмого — Эгрос. И были эти братья героями. Но лучшим из героев тех был Гайос, ибо подобного ему ни телом, ни мощью и мужеством не было ни до потопа, ни после… Таргамос наделил Гайоса лучшей половиной своей земли. Гайос утвердился в вотчине своего отца Таргамос и овладел страной от гор Оретских на юге, до моря Гургенского на востоке и до моря Понтийского на западе, и над семью этими братьями своими был повелителем и владыкой. Все они находились во власти Гайоса» (12).

Принято считать, что брат Эрос представлял вайнахов.

Эр – вариант имени Ар — Верховного Бога древних армян.

(Ар, Ур, Эр – синонимы и означают Бог).

Предводителем вайнахов считают также Кавкас (Кавказ).

На древн.-арм. языке Кавказ – Капказ, Kapqaz (Կապքազ).

Kap (կապ) – связь; kapq (կապք) – связка;

az (ազ), azq (ազգ) – племя, нация.

Kapq az – Կապք ազ – Связка племён (др.-арм.).

Кавказ – Связка племён.

Самым могущественным из сыновей Кавкаса (Кавказа) был Дзурдзук. Имя Дзурдзук происходит от имени городка около иранского озера Урмия (Капутан): озеро Урмия во времена малоазийских вайнахов входило в Армянское царство.

Дзурдзуки – один из загадочных вайнахских этнонимов.

Дзур (ձուռ) – кривой (арм.):

Дзук (ձուկ) – рыба (арм.):

«Дзур дзук» буквально: «Кривая рыба»;

«Дзур дзук» не ингушский ли вариант «Золотой рыбы»?

Ингушские исследователи следующего мнения:

Предками ингушей принято считать дзурдзуков – племенное образование вайнахов, которое существовало более 1500 лет назад. Существует версия о том, что Дзурдзук был историческим лицом, пришедшим в Джейраховское ущелье через Грузию из страны в средневековье именуемой Шаме (Сирия — арабск.), однако, самые ранние упоминания о нём датируются VI-V веками до н. э. в период, когда данную территорию населяло племя урартов (армян — В.В.).

— Только просьба: не надо армян называть урартами: слово «урарт» пустое место.

Примечание 1. Слово «дзур» (ձուռ) пишется и в форме «тзур» (ծուռ) и всюду в Армении означает «кривой». Дзур (ձուռ) говорят в Западной Армении, «тзур» (ծուռ) — в Восточной Армении. У вайнахов заподноармянский вариант.

Примечание 2. Армянское чтение этнонима «дзурдзук» не исключает его истолкования на вайнахских и других языках. Мир широк: поместимся.

Я бы предводителем вайнахов считал также Мовакана, хотя бы потому, что в Чечне есть схожие имена и топонимы Мовсар и Мовсур, которые суть армянские:

Мов сар – Մով սար — Синяя гора;

Мов сур — Մով սուր — Синий святой.

Дополним: Мов сур сар – Մով սուր սար – Синяя святая гора.

По всей вероятности, речь о синей горе Арарат – Синяя гора и Сине-святая гора.

Мы, потомки древних кавказских братьев, обязаны беречь братство предков и передать его потомкам!

Воспользуюсь богатой и содержательной книгой «Топонимия Чечни» (15). Автор: Ахмед Сулейманов.

Вступление в Вайнахский мир

1) Вайнах – общее название чеченцев, ингушей и др. родственных племён.

Среди чеченских исследователей бытует убеждение, что их предки пришли с окрестности горы Арарат. Среди армянских исследователей бытует мнение, что предки вайнахов обитали в армянской провинции Вайк.

Этимология

Ва (վա) — вода (на др.-арм., др. слав. и др. языках);

Вай (վայ) – возглас беды, ужаса, вой;

Буква «к», q (ք) – в конце армянского слова образует его множественное число;

Ах (ախ) – возглас жалости;

Нах (նախ) по-армянски:

начало, вначале, сначала, первый, главный, древний

Большая честь чувствовать себя нахом – первым, главным, древним!

Такими себя чувствовали древние вайНАХи и армянские НАХарари – великие родовые князя-творцы (арар – творение).

Вайк – Վայք — Вой, много воды, много вои. Будто произошло что-то чудовищное. Будто выплеснулось много воды…

Вай нах – Վայ նախ — Вначале вой, вода…

Вайн ах – Վայն ախ — Вой, ах, много воды, много вои…

Не о Всемирном потопе ли вой???

Такой же ужасный вой в близких к горе Арарат провинциях Зангезур и Загнелан:

Занге зур – Զանգե զուր — Звени напрасно…

Занге лан – Զանգե լան — Звени, пусть плачут…

Сказанное не противоречит бытующей среди армянских исследователей версии, что основой слов Вайнах и Вайк является слово Ай — имя божества времён раннего неолита. Слова исходят одновременно из разных корней. Один корень не обязательно исключает другой, а дополняет его.

2) Я вынужден часто обращаться к праотцу Ною, дабы беречь честных людей от ошибок. Давно доказано, что миф о Ное арийский (16). Я лишь замечу, что имя Ной (Նոր, Նոյ) армянское и означает Новый. Вспомним индоевропейские слова: нор, нойес, новь, новый, нью… Армянское имя праотца Նոր (Новый) в других языках пишется в формах Ной или Нор, ввиду отсутствия в них армянского звука ր, схожего по звучанию с «й» и «р».

Имя Նոր (Новый) приурочено к Новой пост-потопной цивилизации.

Алгоритм Тира

(Тир – Бог письменности у древних армян).

Просьба к читателям прочитать в Armenia.im статью «В Армянском Алфавите спрятан уникальный научный код», 20.11.2017. Иначе не поймёте, что означает Алгоритм Тира? Двумя словами это означает связь древнейших названий химических элементов с их порядковыми номерами в Периодической системе химических элементов. самый популярный пример – армянское название золота «оски» (ոսկի):

оски = ոսկի = ո + ս + կ + ի = 24 + 29 + 15 + 11 = 79

24, 29, 15, 11 – номера букв ո, ս, կ, ի в Армянском Алфавите. 79 – порядковый номер золота в Периодической системе.

В данное время (2017 г., декабрь) выявлено около 50 таких названий химических элементов!

Напомню одно понятие по Алгоритму Тира:

Сумма номеров букв в Армянском Алфавите любого (не только армянского) слова, называем его алгоритмическим значением.

Вычислим, например, алгоритмическое значение имени Рамзан:

Рамзан = Ռամզան = Ռ + ա + մ + զ + ա + ն = 28 + 1 + 20 + 6 + 1 + 22 = 78

78 – порядковый номер платины.

Рамзан Кадыров – платиновый человек!

Имена праотца

а) Имена праотца Ноя по Корану — Нош и Нух

Нош = Նոշ = Ն + ո + շ = 22 + 24 + 23 = 69

Нух = Նուխ = Ն + ու + խ = 22 + 34 + 13 = 69

Низкий поклон Корану за сокровенные и алгоритмически согласованные имена праотца Ноя — Нош и Нух!!

б) Имена праотца Ноя по Древнеегипетской Книге мёртвых – Нор и Нун

Нор = Նոր = Ն + ո + ր = 22 + 24 + 32 = 78

Нун = Նուն = Ն + ու + ն = 22 + 34 + 22 = 78

Низкий поклон Древнеегипетской Книге мёртвых (см. 6) за сокровенные и алгоритмически согласованные имена праотца Ноя — Нор и Нун!!

Последняя буква «ш» (շ) в имени Нош (Նոշ) заменена буквой «р» (ր), или наоборот.

Соответственно в имени Нух (Նուխ) буква «х» (խ) заменена буквой «н» (ն), или наоборот.

Нун — древнеегипетское божество, олицетворяет Хаос как стихия вод. Естественно подумать, что речь идёт о Хаосе вод Всемирного потопа.

Мы говорили о правильном варианте имени Ной – Нор (Նոր) — Новый.

Праотец Нор оповещает приход Новой цивилизации, поэтому Новый.

Не хочется говорить: «оповещает приход Нового потопа»

Сыном Ноя (Նոր) был Яфет (Հապետ).

Ha pet – Հա պետ – Да, начальник (арм.).

Другим сыном был Сем (Սեմ), что по-армянски означает «порог»; «семит» (սեմիտ) – «сосед». Схожее слово «шем» также по-армянски означает «порог». Шемиты или семиты были соседями армян и арийцев в целом. Семиты — арабы, аккадцы, ассирийцы, иудеи и др. — были нашими соседями. Теперь нас разделили алтайские гости.

Южный (месопотамский) порог Армении – Шемара:

Шем Ара – Շեմ Արա — Армянский порог (др-арм.). Божий порог.

Бытует версия, что Шемара — Прародина вайнахов.

Третьим сыном был Хам (Քամ). Хоренци называет его Qam (22, с. 101).

Хам (Qam, Քամ) — праотец африканских народов.

У древнеармянских историков не Хам, а Qam (Քամ). Удивительным образом это слово – символ Африки – характеризует африканские пески и связано со Всемирным потопом. Qam (Քամ) означает: цеж, остаток потопа.

По частям:

Q am — Ք ամ – Самый крепкий, Самый отважный (др.-арм.).

Африканцы — крепкие.

3) Земля, куда вступила нога праотца после потопа, называется по-армянски Нахиджеван (Нахичеван):

Нах иче Ван – Նախ իջե Վան — Вначале сошёл Бог.

Первым спустился Бог. (Ван – Վան — Бог).

Рядом Иджеван и Ванадзор:

Иче Ван – Իջե Վան — Сошёл Бог.

Вана дзор – Վանա ձոր — Божье ущелье.

Схожий топоним в Канаде – Соскачеван (Соскичеван):

Соск иче Ван – Սոսկ Իջե Վան — Только сошёл Бог (арм.).

Один из этнонимов чеченцев – нохч, нохча, нохчи, нахча …

Обращения этнонимов нохч и нохчи – чхон и ичхон – присутствуют в… Китайском мире. Сколько я разобрался, слово «чхон» китайские языковеды трактуют, как «ясный», «чистый» и… «наводнение». Опять выходим к потопу?!

Примечание 3. Я не ставлю вопрос «ребром»: какой из вариантов этнонима единственно верный? В мире богов не рвут глотки, утверждая, что прав только он сам, потому что он — это я, я, я! В Працивилизации многозначная и многовариантная логика.

У меня есть своя гипотеза:

Праобразом этнонима чеченцев являются первые два слова сокровенного топонима Нах иче Ван – Нах иче (Նախ իջե) – Вначале сошёл.

Со временем слово Нахиче приняло формы Нахча, Нохча, Нохч, Нохчи, Нохчо…

Нахиче тот, кто после Всемирного потопа первым сошёл с горы Арарат. Похоже на чеченцев. Гора была скользкая после потопа и спуск был опасным… Горы с тех пор стихия чеченцев…

Вычислим алгоритмическое значение слова Нахиче:

Нахиче = Նախիջե = Ն + ա + խ + ի + ջ + ե = 22 + 1 + 13 + 11 + 27 + 5 = 79

79 – порядковый номер золота!

Нахиче Ван…

После потопа впереди Вана (праотца Ноя) с вершины горы Арарат шёл золотой род Нахиче…

Один из этнонимов чеченцев – чечен (чэчен).

Прочтём слово «чэчен» по-армянски:

Чэ чен — Չէ չեն — Нет не…

Как этноним «немец» от незнания русского языка.

Этноним «чечен» (чэчен) от незнания армянского языка.

Примечание 4. Есть мудроватое истолкование слова «чечен», якобы, исходит из слов «шатан» и «сасан», означающих в санскрите «дипломат», «красноречивый человек, обладающий гибким умом»… А где доказательство?! Даже сходства никакого нет. И совсем не характеристика чеченца – воина, а не дипломата. А моя версия абсолютно ясная, чистая, со здравым смыслом! Армянский язык натурпродукты даёт, а люди ищут себя в санскрите… Мутация санскрита представляется древней святостью… Чеченский язык более выдержан и не менее информативен, чем санскрит! Санскрит – древнейший индоевропейский язык для чайников… В санскрите древность слабее древности северокавказских языков. А рядом с армянским языком санскрит всего лишь запоздалый зайчик: вскочил в поезд языков не в начальной станции и выскочил по пути…

4) Мовсар

Сокровенное вайнахское имя:

Мов сар – Մով սար — Синяя гора (арм.).

По-армянски: мов (մով) синий; «сар» (սար) – «гора».

Синяя гора – Арарат.

Имя Мовсар – память о священной горе Арарат…

Есть схожее с Мовсар армянское имя – Мовсис (Մովսիս).

Мов сис – Մով սիս — Синяя гора.

Сис – Малая вершина горы Арарат.

Имя Мовсис чаще проявляется в форме Мовсес (есть фамилия Мовсисян). От формы «Мовсес» — еврейская форма: «Моисей».

5) Мовсара корта – Вершина Мовсара (Арарата?!).

Это в Чечне, на юге Пешха, а не в Армении, но, возможно, в память об Армении. Здесь не только имя Мовсар армянское, но и слово «корта» («вершина») имеет армянский прообраз «керт» («творение»).

6) Иногда в вайнахских горах встречаются топонимы со словом «керт», например, «Керта басо». Независимо от приобретённого в Чечне смысла, не могу не ощущать замену буквы «в» буквой «б». Тем более, есть имя Васо:

Вас (Վաս) – Солнце (др.-арм.):

«Керта басо» — «Керт васо». «Васо керт» — «Солнечное творение».

Керта басо – Солнечная вершина.

7) В Исторической Армении был город Хой (ныне в Иране). В Чечне есть село Хой и др. слова — топонимы и названия племён со словом «хой», например, Амхой, Арстахой, Арцахой, Ашхой, Бархой, Барчхой, Басхой, Бенастхой, Бешхой, Бортхой, Бунихой, Виелхой, Гезехой, Гелашхой, Гуохой, Гухой, Гулатхой, Данухой, Даттахой (Датхой), Дукархой, Жархой, Желшкхой, Жерахой, Зурзакхой, Зурхой, Идахой, Икалчхой, Италчхой, Кархой, Кеганхой, Кенахой, Ковхой, Комалхой, Коратхой, Кочехой, Кулинахой, Мазухой, Мацархой, Меркхой, Мешихой, Мужахой, Нашхой, Нохчмахкахой, Нашхойн, Нуохой, Орцхой (Ортсхой), Пешхой, Ригахой, Санахой, Сандухой, Сархой, Саханахой, Сенахой, Серчихой, Сирхой, Таркхой, Тертхой, Тонгахой, Тухой, Хелдхой, Хиндахой, Хихой, Цайн-Пхедхой, Чанакхой, Чархой, Чинхой, Чуринмехкхой, Эзихойн, Элистанжхой, Элтпархой, Эрхой, Эрштхойн, Юеганхой, Юрдахой, Ялхой…

«Хой» (խոյ) армянское слово: «овен», «дикий баран» — тотемное животное.

Примечание 5. По другой версии слово «хой» имеет чеченское истолкование: «сторож». Что было раньше, «баран» или «сторож» (барана)?

8) Для ингушей есть древний этноним орцхой (пишут также несколько по-другому: орстхой, эрштхой…).

По-армянски: орц (որձ) – самец; хой (խոյ)- баран.

Буквально: орц-хой – самец-баран. То бишь коза.

Это не оскорбительно, а почётно, т.к. Коза — тотем.

У нас тоже было имя Гайл-Ваган (Волк-Ваган) со времён, когда волк был тотемом.

9) Гай

а) В Чечне и Ингушетии множество топонимов армянского происхождения. В Ингушетии есть гора Гай и река Гай. Гай (Հայ) – самоназвание армян. В языках, где отсутствует звук, выражаемая армянской буквой Հ (латинской буквой H), эту букву заменяют буквой Г или Х. В итоге получается Гай или Хай. Некоторые исследователи в сходстве этнонима Хай и топонима Хой видят равенство. Это глубокое заблуждение. Оригинал слова Хой тоже Хой (овен), а оригинал слова Хай – Hay (армянин). Это разные вещи. Что касается происхождения самоназвания армян Հայ (Hay), то более убедительного объяснения, чем данное канадским исследователем Мартином Гавукчяном, не представляю (21):

Ար→Հար→Հայ

Ar→Har→Hay

Ար (Ar) – Бог; Հար (Har) – Отец; Հայ (Hay) – Армянин.

                               Бог→Отец→Армянин

б) Змейдоящий армянин

«…вайнахские лучники отравляли наконечники боевых стрел змеиным ядом, особенно когда они готовились отразить агрессию чужеземных захватчиков. для этой цели в горах, в естественных условиях, содержались «фермы» ядовитых змей, которых «доили» люди, большие специалисты этого ремесла… змейдоящие… самый последний специалист из числа змейдоящих был знаменитый Гай, чеченец из тех, кто жил на правом берегу реки Аргун, т.е. у реки Андаки в Хевсуретии. Секреты доения передавались по наследству». (15).

Змейдоящего Гая естественно назвать Гайоц (оц – змей по-арм.).

Буквально: Гай оц – Հայ ոձ — Армянский змей.

10) Гоар – племенной вождь алан ингушского происхождения.

Гоар, Gohar (Գոհար) – бриллиант (арм.).

Буквально: Գոհ ար – Довольный мужчина.

Примечание 6. Имя Гоар (Գոհար) – популярное армянское… женское имя.

Тейпы и тухумы

а) Тейп (тайп) – племя.

б) Тухум – союз тейпов (племён). Каждый тухум говорил на определённом диалекте чеченского языка.

«Тухум» по-армянски — «тахум» (թախում).

Есть также одно родственное и схожее армянское слово – «тохум» (թոխում) – «сперма»․

Армянская этимология имён некоторых тейпов

Амхой, Арцахой (Арцаххой), Ашхой, Бархой, Басхой, Бунихой, Даттахой (Датхой), Зурзакхой, Ишхой, Кархой, Кенахой, Ковхой, Кочехой, Мазухой, Мацархой, Меркхой, Мешихой, Нашхой, Орцхой (Ортсхой), Санахой, Сархой, Сирхой, Таркхой, Хелдхой, Хиндахой, Хихой, Чархой, Чинхой, Эзихой, Эрхой, Юрдахой, Ялхой…

Ам хой – Ամ խոյ — Годовалый баран;

Арца хой – Արծա խոյ — Серебристый баран;

Арцах хой – Արցախ խոյ — Арцахский баран;

Аш хой – Աշ խոյ — Хлебной баран;

Бар хой – Բար խոյ — Добрый баран;

Бас хой – Բաս խոյ – Закладной баран;

Буни хой – Բունի խոյ — Домашний баран;

Дат хой – Դատ խոյ — Суд барана. Бараньи суд;

Зурзак хой – Զուրզակ խոյ — Дзурдзука баран:

Иш хой – Իշ խոյ — Ишачьи баран. Осёл-баран:

Кар хой – Կար խոյ — Энергичный баран;

Кена хой – Կենա խոյ — Бытовой баран;

Ков хой – Կով խոյ — Коровьи баран. Корова-баран;

Коче хой – Կոչե խոյ — Зовущий баран;

Мазу хой – Մազու խոյ — Волосатый баран;

Мацар хой – Մացառ խոյ — Кустарниковый баран;

Мерк хой – Մերկ խոյ — Голый баран;

Меши хой – Մեշի խոյ — Лесной баран;

Наш хой – Նաշ խոյ — Гроб барана. Бараньи гроб;

Орц хой – Որց խոյ — Самка-баран. Коза;

Сана хой – Սանա խոյ — Божий баран;

Сар хой – Սար խոյ — Горный баран;

Сир хой – Սիր խոյ — Красивый баран;

Тарк хой – Տարկ խոյ — Калмыцкий баран;

Хел д хой – Խել դ խոյ – Умный упрямый баран;

Хинда хой – Խինդա խոյ — Баран для веселья. Весёлый баран;

Хи хой – Խի խոյ — Водный баран. Речной баран (чеч.):

(хи – река (чеч)).

Чар хой – Չար խոյ — Злой баран;

Чин хой – Չին խոյ — Китайский баран;

Эзи хой (Ези хой) – Էզի խոյ – Вол-баран;

Эр хой (Ар хой) – Էր խոյ — Божий баран;

Юр да хой – Յուր դա խոյ – Это свой баран;

Ял хой (Ал хой) – Ալ խոյ — Алый баран.

— Вот в каком почёте был дикий баран или овен!

— Целая культура Овена!

Тухумы Чантий и Терлоевцы

Чант(ий) – один из 9 чеченских тухумов.

В армянских диалектах встречается слово чант (չանթ, չանտ) – лёгкая обувь, мокасины, сандалии, тапочки. Племя чант ходило в лёгкой обуви?

Терл(оевцы) – один из 9 чеченских тухумов:

По-армянски: Тер (Տեր) – Господь, владыка, господин, хозяин.

Л (լ) – великий, светлый, хороший… (23, с. 111).

Тер л – Տեր լ – Великое, светлое, хорошее господское племя.

Мехкари (амазонки)

С позволения вайнахов прочту по-армянски (вайнахские истолкования остаются в силе):

Мехк Ари – Մեղք արի — Божий грех. Божьи грешницы.

А также: «Совершил грех». Мехк (մեղք) – грех (арм.).

Двуликий армяно-чеченский золотой слон:

Слонёнок по-армянски: phgik, а по-чеченски: phijl.

Вычислим алгоритмические значения этих слов:

а) phgik = փղիկ = փ + ղ + ի + կ = 35 + 18 + 11 + 15 = 79 (золото)                            

б) phijl = փիյլ = փ + ի + յ + լ = 35 + 11 + 21 + 12 = 79 (золото)

Золотые братские армянское и чеченское слова phigk и phij, означающие одно и то же слово «слонёнок», очевидным образом извещают, что авторы этих слов одни и те же люди (инопланетяне или боги), владеющие Алгоритмом Тира!

Это очень существенное, невероятно древнее и золотое звено, связывающие древнеармянский и вайнахский языки и народы друг с другом и с Богом. В Древнем мире Алгоритм Тира помимо Армянского нагорья я обнаружил в топонимике Египта, Китая, Урала, Аляски, в арабском, кельтских, полинезийских и славянских языках… и вот теперь – в чеченском языке! Великая Працивилизация коснулась крылом этих и других регионов и языков.

Общий обзор топонимов Чечни

Я не перестаю восхищаться трудом Ахмеда Сулейманова (15)! Спасибо!!! Автор выложил своё драгоценное исследование в Интернет и мне удалось хоть немного ознакомиться с ней. Глубинный сравнительный анализ чеченских топонимов и армянского языка впереди. Я выскажу пару слов о том, что лежит на поверхности. Потом придут другие, более осведомлённые и проницательные, исправят, уточнят и продолжат трудоёмкую реставрацию армяно-вайнахских многотысячелетних связей…

  1. Гермец холм.

Гермец (Գերմեծ) – Сверхбольшой (арм.).

Гермец холм — Сверхбольшой холм:

2*. Не совсем ясный топоним на высоте 2388,8 м. над уровнем моря:

Ангдук или Ангадук.

Анг дук – Անգ դուկ — Железный хребет?

  1. Артан Тай

Ар тан – Ար տան — Армянский дом. Арийский дом. Божий дом.

Тай (տայ) – край (др.-арм.).

Примечание 6. В вайнахских диалектах «тай» может означать что угодно, например, «мост» (мы уважаем выбор вайнахов), но это не отменяет армянское чтение, а говорит о другом пути развития слова, но у древних армян «тай» — «край», слово мировое: Ал тай (Алый край), Ки тай (Пол края), Тай Ван (Божий край)… Тайк и Котайк – армянские провинции. В современной Армении есть провинция Котайк (Կոտայք). Буква «к» (կ) в конце слова задаёт множественное число, а частица «ко» в начале означает «вот, здесь» (23, с. 112). То бишь,

Ко тай – Կո տայ — Вот край. Здесь край.

Край чего? Наверное, Армянского царства.

  1. Гелагайн биов – Гелагая башня.

Гел гай – Գել հայ — Волк армянин (арм.).

Времена, когда волк был тотемом.

  1. Есть топонимы с армянской основой Тер — Господь:

Терате, Тертие, Теринг…

  1. Тертин кешнаш

Сколько я понял, «кешниш» означает «кладбище».

«Тертин кешнаш» — «Господское кладбище»?

На др.-армянском «гэш» — «труп»; «наш» — «гроб».

Поэтому правильным представляется вариант «гэшнаш»:

Примечание 9. Среди армянских копателей языка есть мнение, что слово «наш» арабского происхождения. Армянские языковеды большие любители разбазаривать слова. Если слову «наш» не комфортно в др.-арм. языке, то я предпочтение отдам чеченскому языку: чеченцы его сохранили хотя бы в слове «кешнаш» («гэшнаш»).

7*. Геши лам – Геши (?) гора.

Гэши лам – Трупов гора. Гора трупов.

  1. Гешигеран кешнаш – Геши потомков кладбище.

Гэши геран гэшнаш – Кладбище трупов потомков.

Соответственный тейп – геший.

  1. В Чечне есть роды и топонимы с армянской основой Хач — Крест:

Хачар(ой) (Хач Ар – Божий крест. – др.-арм.), Хачин (Крестовый), Хачие чоь (Крестовая котловина), Хачие хи (Креста вода, Крестовая вода), Хача корта (Креста вершина)… Чеченские исследователи отмечают армянское происхождение слова «хач» в чеченских топонимах (15).

Другой вариант выражения «Хача корта» — «Хача керта», что есть «Хачакерт» (Խաչակերտ) – Сотворённый крестом.

Кладбище «Хечен-некъенан» в ауле Тусхара.

«(Хече те) «Хече на»… «хече» из арм. крест.» (15).

«(Кхуча, хуча) «Крест» (?) на»… Название возникло на основе заимствованного из др. арм. хуч, хач – «крест». Вероятно, здесь некогда находилось культовое место, а позднее был заложен аул» (15).

Слово «хач» в топонимике Чечни встречается также в формах хуч и хуоч. «Здесь находилось святилище, посвящённое божеству Хуч» (15). В Древней Чечне крест назывался божеством…

Армянское слово «хач» («крест») встречается в разных краях планеты и до распятия Иисуса Христа… Есть топоним Хачо в Древнем Египте, а в Древней Армерике есть слово Хачас: так называется Каменный крест в Майя, который араратские армяне называют Хачкар (Крест-камень)…

Хач Ас – Խաղ Աս — Божий Крест.

  1. Арц

«Арц ваьха моттинг» — на этом месте жил человек по имени Арц.

Арц (արծ) – серебро (др.-арм.)․

Нельзя исключить вариант: Арц – краткое произношение названия армянской провинции Арцах:

Ар цах – Ար ցախ — Армянский лес (др.-арм.):

  1. Асхабан ирзе – Асхабан поляна.

Асхабан (ասղաբան) – астроном (арм.).

Асхабан ирзе – Астронома поляна. Астрономическая поляна.

«Звезда» по-армянски: «астх» (աստղ). В диалектах говорят также кратко: «асх» (ասղ).

  1. Кадж хех – Пещера кхадж.

Кадж, qadj (քաջ) – храбрый (арм.).

Кадж хех – Пещера храбрых.

  1. Тейн Коштой.

Кошт (կոշտ) – жёсткий (арм.):

14*. Сата хьех – Сата (?) пещера.

Сата (սաթ) – янтарь (арм.).

Сата хьеха – Янтарная пещера.

  1. Село Хорочо.

Хороч (Խոռոչ) – Впадина (арм.).

16*. «Хурикан кога» – «Хурритов ущелья яме к» — впадина… » (15).

Хур – Солнце (перс.); Хурит, хуракан – солнцепоклонник.

Суффиксы «ит» и «кан» армянские. Слова «хурит» и «хуракан» — армяно-персидские, одним слово: арийские.

Хурикан кога – Ущелье солнцепоклонников.

  1. Река Шаро.

Шар (շար) — ряд (арм.); Шаро – Встроенный в ряд. Может быть канал…

  1. По-армянски «шаракан» (շարական) – «церковное песнопение».

Буквально: шаракан (շարական) — разложенный в ряд:

По-армянски «цан, цанк» (ցան, ցանք) – «сев», «посев».

Есть чеченский топоним «Шаракан цана».

По-армянски: Шаракан цан (Շարական ցան) — Посев по рядам.

  1. Шукайн изре – Шукайн поляна.

Шукай, шукайн – рынок (др.-арм.).

Шукайн изре – Рынок поляна. Рыночная поляна:

  1. Царх – топоним (хутор) на левом берегу реки Ассы.

По-армянски: ц (ց) – до; Ар – Бог (Ար); х (խ) – высокий, красивый…

Ц Ар – Ց Ար — До Бога.

Между людьми и Богом располагались цари.

Ц Ар х — Ց Ար խ — До высокого Бога. До красивого Бога.

Буква х (խ) по-армянски означает также «состояние», «степень» (23, с. 111).

Ц Ар х — Ց Ար խ — До состояния Бога. До степени Бога…

Ширак

Название армянской провинции Ширак некоторые северокавказские исследователи отождествляют с названием чеченской реки Шаро. Не очевидно. Надо доказать. Обычно сохраняются согласные, а тут пропал звук «к». Этимологи говорят: в этимологии согласные мало чего стоят, а гласные ничего не стоят. Однако не исключаю, что вайнахи Ширак произносили как Шаро. В этом мире всё бывает! Но откуда это следует?

Впрочем, слово «Шаро» читается по-армянски:

Шар (շար) – ряд, строй;

Шаро (Շարո) – Строение, Построенный в ряд.

Предположение: праобразом топонима Ширак является слово Сирак:

Сир ак – Սիր ակ — Красивое око (арм.).

В Средние века на юге Руси обитал этнос сирак.

Тигр и Евфрат

Есть такая версия: Река Тигр по-хурритски называлась Аранцахи, что на чеченском языке означает «равнинная река». Не возражаем. Однако гидроним Арцанахи имеет истолкования и на армянском языке:

а) Аранц ахи – Առանց ախի — Без стона. Не стонущая вода;

б) Аранц ахи – Առանց աղի — Без соли. Несолёная вода.

Армяно-вайнахская огненная вода

В армянском языке есть множество слов, обозначающих водку. Среди них самыми архаичными и народным представляются слова Арах (Արախ) и Рахи (Րախի). Первый слог Ар и его ближневосточный вариант Ра означают Бог, Солнце (огонь) и др. Второй слог «ах» и «хи» в древнеармянском языке и в диалектах имеют такие значения: «хи» — «что» (и ныне употребляется ереванцами), а древнее значение «хи» — «сын» (10, с. 39).

Лучше для водки подходит чеченский вариант истолкования слова «хи» — «вода». Слово «ах» предполагается одной из диалектных форм слова «хи».

Ар ах – Ար ախ — Божья вода; Солнечная вода; огненная вода…

Ра хи – Րա խի — Божья вода; Солнечная вода; огненная вода…

Генетика

Генетические данные очень наглядно демонстрируют историю развития сообщества людей, происходящего от единого предка с мутацией CTS6804 от его возможного зарождения в области озера Ван (около 3200 лет назад), миграции около 2400 лет назад в Кахетию и далее в горную Чечню и Ингушетию (около 1600 лет назад)… Установлено, что большинство армянских носителей субгруппы J2a1b-М67 имеют мутацию CTS3261 (то есть относятся к субгруппе J2a1b-CTS3261) и являются, соответственно, непосредственными предками «нахской» субгруппы J2a1b-CTS6804.

Кстати, в древних могилах Кахетии покоятся арменоиды: баюшки пою

При этом надо иметь в виду данные археологии и антропологии:

Археологические исследования показывают, что арменоиды (армяне) являются древнейшей коренной расой Передней Азии. Арменоидный тип «известен с самых ранних времен и имеет широкое распространение во всех областях Двуречья, начиная с его южной части до верховьев Тигра и Евфрата, и далее, до конца Анатолийского полуострова, с одной стороны, и до внутренних областей Ирана – с другой стороны. Никаких других расовых элементов в древнейшем населении Передней Азии констатировать нельзя» (2). Вывод: указанный регион – Прародина армян. Если у индоевропейцев одна Прародина, то указанный регион – Прародина индоевропейцев. Об этом в иной форме оповещает также исследование Т. Гамкрелидзе и В. Иванова (4). Если у индоевропейцев в пространстве-времени более одной прародины, то одна из них, Араратская, установлена. На роль одной из прародин более-менее обоснованно претендуют также Арктика до её оледенения (16) и Русский Север, как продолжение Арктической прародины, Тибет (13) и др. регионы.

SOS! Три слова

1) Встречается силлогизм: вайнахи это алароды (алародийцы), алароды – «урарты», а «урарты» – «пуп земли». Извольте, господа! Во-первых, пуп земли на небе. Во-вторых, как аргументированно сказано выше «урарт» — пустое слово. В-третьих, мелкий народ аларод мелькал в истории, ничего не оставив за собой, кроме этнонима «аларод», что есть армянское слово и означает «ленивый». Из данной бесперспективной гипотезы следует, что вайнахи либо пустое место, либо ленивый народ. Это вам надо, дорогие наследники героических вайнахов? Вайнахи — сильный и трудолюбивый род и никак не ленивый, тем паче, не пустое место!

Этих неопознанных алародов историки не знают, куда пихать?

Если живы алароды — пожелаем им здоровья!

Если померли – Царство Небесное!

2) Турпар Нохчи – родоначальник чеченцев.

Турпар – герой. Тур (меч), пар (щит).

Так говорят вайнахи.

Тур (թուր) – меч (арм.). Турк (թուրք) – мечи, мечник (арм.).

Слова «пар» в армянском языке в смысле «щит» нет или не дошло до нас, по крайней мере, до меня.

Если par (պար), то это танец. Получается «Танец с мечами».

Прямо Арам Ильич Хачатурян!

Если pharq (փառք), то это «слава». Получается «Славный меч».

3) В древнеармянском языке есть слово «матеан» (մատեան) – журнал, книга, пергамент, свод записей (ныне — «матян» — մատյան).

Армянские языковеды из рода Дон Кихота утверждают, что армянское слово «матеан» (մատեան) происходит из парфянских слов matikan, matyan примерно с тем же смыслом (19, т. III, с. 269). Происходит так происходит! Но где обоснование?! Можно спросить: а откуда происходят парфянские слова matikan, matyan?? Можно ответить: происходят из армянского слова «матеан» (մատեան). А слово «матеан» (մատեան) мы знаем, откуда происходит?! Правильно: из парфянских слов… Получился вечный двигатель, а не этимология. Если попытаться истолковать по-армянски, то «застрянем» в основе «мат» (մատ) – «палец». Армянское окончание «еан» (եան) ничего не проясняет. А если обратимся к чеченскому языку, где «мат» означает «язык», то получим вразумительное объяснение: «матеан» — «книга по языку», «языкознание».

Получилось так, что слово «матеан» (մատեան) в древнеармянском языке помимо книги и журнала, означает также… полк отборных персидских конных войск. Случайное ли это совпадение? Смысловое расхождение большое: книга и войска. Не состоял ли этот полк из вайнахов? Надо разобраться в этой загадке армяно-вайнахо-персидского языкознания и истории в целом. Поспешных выводов не делать! Задача архисложная.

Близлежащие задачи, как мне представляется – составить словари:

— Составить словарь армяно-вайнахских схожих слов.

(Для ясности и обозримости слов целесообразно вайнахские слова записать армянскими буквами);

— Составить этимологический словарь армяно-вайнахских схожих слов.

Божьи яйца

Бог яйца кладёт в разные корзины.

Русские хотели великую и могучую страну — получили.

Армяне получили великий и могучий Алфавит, хотя об этом не просили или просили так давно, что не помнят.

Великий премьер-министр России Пётр Столипын (1862-1911) говорил охламонам:

— Вам нужны великие потрясения, а нам нужна Великая Россия!

Не помню, чтобы какой-либо армянский деятель говорил нашим охламонам:

— Вам нужны великие потрясения, а нам нужен Великий Алфавит!

Или говорил, но не помним…

А что нужно вайнахам?

— Чтобы никто не стоял над душой!

Об этом с ювелирной точностью, кратко и гениально сказал мой нелюбимый писатель Александр Солженицын:

…была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности — не одиночки, не бунтариа вся нация целиком. Это – чеченцы.

Послесловие

Древние армяно-вайнахские отношения — мало исследованная, многогранная и грандиозная проблема. Историки и языковеды, не только армянские и вайнахские, эту проблему решают давно и небезуспешно. Сказать, что требуются дальнейшие углубления и уточнения – ничего не сказать. Требуются качественно новые доктрины и методы. Надо изучать также работы современных аборигенов – С. Айвазяна, А. Варпетяна, А. Мовсисяна, А. Ревазяна… (14, 20, 24, 25, 26 и др.), чужеземных мудрецов (5, 10, 11 и др.) и, разумеется, Хоренаци (22) и других древних авторов. Надо иметь элементарные представления об армянах древних диаспор, хотя бы знать об армянских корнях баварцев (17), бриттов (1, 18) и др. (7).

Армянским исследователям необходимо изучать чеченский и другие вайнахские языки, культуры, древнейшие имена, топонимы, предания… всё! А мы, армяне (например, я), часто входим в этот сложнейший и богатейший мир босыми… мол, найдём жемчужины, как-никак древнейшие братья… и, как ни странно, находим! Отрадно, что есть взаимный интерес. Надо восстановить древнейшее армяно-вайнахское единство! Аналогичное армяно-баскское сокровенное единство удалось восстановить. Причём гораздо больше старались баски. Начались медленные процессы восстановления древнего армяно-кельтского и армяно-баварского единств… Восстановится и армяно-вайнахское сокровенное единство!

Объективный процесс «Возвращение на круги своя» неминуем.

Моя статья по вайнахской проблеме отличается от других тем, что я впервые применил Алгоритм Тира. Глубинная Вайнахская история во мне давно созревала и вот нашла такой небольшой выход. Ни в коем случае не утверждаю, что я во всём прав. Заблуждения тоже путь к Истине. Без ошибок, без мучительных поисков и сомнений Бог не преподносит Истину на блюдце. Когда исследователь осознаёт, что он почти ничего или вовсе ничего не знает, что в этом мире кроме него любимого обитают тысячи других исследователей, языков и народов, которые тоже правы или им кажется, что правы, тогда ему открывается путь к Познанию, но не по принципу «Это моё, это тоже моё, это всё время моё», а по принципу «Здесь ничего моего нет! Всё это принадлежит Богу! А я, человек, всего лишь Его земная карикатура, пользуюсь творениями Всевышнего. Но нужно пользоваться по-божески. Это самое трудное место и Бог как испытание оставил людям разобраться, что от Аллаха, что от шайтана».

Мир Вайнахскому дому!

Литература

1. Беда Достопочтённый. Церковная история народа англов. – СПб, 2001.
2. Бунак В.В. Granica Armenica /Труды антропологии НИИ при МГУ, вып. II. М., 1927.
3. Ваганян В.О. В Армянском Алфавите скрыт уникальный научный код /Armenia.im 20.11.2017.
4. Гамкрелидзе Т., Иванов В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. В двух томах. – Тбилиси, Изд-во ТГУ, 1984.
5. Горбовский А. Какой была Древняя цивилизация до катастрофы? – М.: «Алгоритм», 2012.
6. Древнеегипетская книга мертвых. – М.: ЭКСМО, 2011.
7. Комитас Овнанян. Родина рядом //Голос Армении. – Ереван. 04.11.2006.
8. Кондратов А.М. Земля людей – земля языков. – М.: «Детская литература», 1974.
9. Литература Древнего Востока. Иран. Индия. Китай. – М.: МГУ, 1984.
10. Марр Н.Я. Армянская культура. – Ереван, «Айастан», 1990.
11. Мойшезон Борис Г. Арменоиды – аристократия древности /«Наука и земля». – Иерусалим, 1984-1985, № 1-3. Перепечатана в журнале «Ной». – М.: 1996, № 19.
12. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. – М.: «Наука», 1979.
13. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? – М.: АиФ-Принт; ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
14. Ревазян А. Макарац. Том I. – Ереван, «Тигран мец», 2014.
15. Сулейманов Ахмед. Топонимия Чечни. – Нальчик, «Эль фа», 1997.
16. Тилак Б.Т. Арктическая родина в Ведах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
17. Das Annolied. — Stuttgart 7. Auflage 2010.
18. Thorpe Benjamin. Anglo-Saxon Chronicle. Vol. I, Original Texts, London. 1861.
19. Աճառյան Հ․ Հայոց լեզվի արմատական բառարան․ 4 հատ․ — Երեվան, ԵՊՀ, 1971-1979.
20. Այվազյան Ս․ Հին Հայաստանի մշակույթի պատմությունից․ — Երեվան, «Լույս», 1986.
21. Գավուկջյան Մ․ Հայ ժողովրդի ծագումը. — Մոնրեալ, 1982.
22. Խորենացի Մ․ Հայոց պատմություն․- Երեվան, ԵՊՀ, 1981.
23. Հերունի Պ․ Հայերը եվ Հնագույն Հայաստանը․- Երեվան, «Տիգրան Մեծ», 2006.
24. Մովսիսյան Ա․ ԱՐԱՏՏԱ, հնագույն պետություն Հայաստանում․ – Երեվան, Հոդվածաշար «Դեպի Երկիր», 1992.
25. Վարպետյան Ա․ Ովքե՞ր են, վերջապես, արիացիները. – Երեվան, «Արվեստ», 1990.
26. Տերյան Ա․ Ար Աստծո պաշտամունքը Հայաստանում․ — Երեվան, «Աղվանք», 1995.

Похожие записи