Культура

Не забыть великого человека: вековой юбилей со дня рождения архитектора Эдуарда Арамовича Сафаряна

23 апреля заслуженному архитектору Армении, участнику Великой Отечественной войны Эдуарду Арамовичу Сафаряну исполнилось бы 100 лет.

Как сообщает «Голос Армении», данный великий человек начал свою деятельность в 50-х годах прошлого века, и это было время,когда советская архитектура переживала послевоенный восстановительный период. Однако уже тогда архитектура Армении была полна духом самобытности и патриотизма, расцветом национальных традиций. Строятся Крытый рынок на проспекте Маштоца, Матенадаран, театр имени Сундукяна и т. д. Плеяда талантливых архитекторов обозначила новый виток развития.

Как раз в тот период, в 1951 г., Э. Сафарян окончил архитектурный факультет ЕрПИ и вскоре занял свое незыблемое место армянской архитектуре. С 1958-2014 гг. Э. Сафарян проработал в институте «Ереванпроект», 1977-1987 гг. был руководителем 2-ой мастерской, создавая новый облик столицы. В его творениях в полной мере ощущается, как традиционные черты архитектуры приобретают современный национальный колорит и стиль. Э. Сафарян является автором более сорока проектов, из которых тридцать были реализованы. Среди них градостроительные комплексы, общественные, жилые, производственные здания, а также проекты, создающие городскую среду. Эти творения глубоки, многогранны, полны любви и преданности делу.

Среди значимых градостроительных проектов — создание Юго-западных микрорайонов Еревана А-1 и А-2 в 1974-1976гг., а также застройка жилого квартала Армэлектрозавода по улице Церетели (Арташисян). В их основе заложены продуманная планировка и рациональные решения, присущие нормам и стилю того времени.

 В 1954 г. Сафаряном спроектированы и построены жилые дома в Ереване, Гюмри, Ванадзоре, в 1965 г. построено 5-этажное здание по улице Абовяна, рядом с гостиницей «Ани». Среди жилых домов архитектора особое значение имеет относительно недавно построенное многофункциональное высотное здание рядом с Домом кино, выделяющееся современными решениями и идеальными формами, придавшими городу новый колорит.

Особое значение для Э. Сафаряна имело проектирование общественных зданий. Среди них клуб на 360 мест в Гюмри (1953-1954гг.), типовые 200-местные клубы, построенные во многих деревнях Армении (1955-1956гг.), 800-местный двухзальный кинотеатр по улице Овнатана в Юго-западном районе Еревана(1985) и, конечно же, — двухзальный кинотеатр «Дом кино».

Сафаряном создан целый ряд учебных заведений. К ним относятся типовые школы-интернаты на 600 учеников, школьный комплекс в столичном районе Эребуни, Институт народного хозяйства (1981г.) в 6-м Норкском массиве ( ныне Военный институт им. В. Саркисяна).

Особый интерес представляет построенная в 1958-1960 годах поликлиника по улице Гагарина в Ереване: строение выделяется глубокими архитектурными решениями и стилем. Подобным же изяществом и красотой отличается созданное в 1956-1957гг. типовое здание общественной бани. В дальнейшем такие бани были построены в районах столицы Кентрон, Эребуни, Норкский массив, Юго-западный микрорайон и др.             Тот же стиль архитектор использовал при создании Ереванской школы юных гимнастов им. Г. Шагиняна и школы плавания для детей, построенной на территории огромного парка в Юго-западном районе. Проектами Сафаряна являются также завод микротрансформаторов в Гюмри, шаумянский муниципалитет в Ереване и т. д.

В материале «Голоса Армении» также отмечается, что трудно переоценить вклад Эдуарда Арамовича в создание гостиничных зданий. Особо следует отметить гостиницы «Ани» и «Двин» — новаторские проекты с точки зрения пространственных решений, носившие в себе элементы современного западного модернизма и рационализма.

Гостиница «Ани» (cоавторы Феникс Дарбинян и Феликс Акопян) была построена в 1970г. и реставрирована в 1994 г. Здесь в наибольшей степени видна замена традиционного камня стеклом и металлом.

Гостиница «Двин» (соавторы Ашот Алексанян и Феликс Акопян), построенная в 1978г., включает элементы скульптур на камне и фресок, чтопозволило развить строгие каноны традиционной армянской архитектуры.

К великому сожалению, некоторые работы талантливого архитектора так и остались на бумаге. Подобными проектами являются общественно-торговый и культурный центр (1991г.), который должны были возвести между микрорайонами А-1, А-2, Б-1, Б-2 Юго-западного района, Агропромбанк, «Детский сказочный городок» , который должен был занимать территорию в 26 гектаров и располагаться в Разданском ущелье, музей истории города Еревана , историко-этнографический парк в ущелье реки Раздан и др.

«Особое место в профессиональной деятельности Э. Сафаряна занимают смягчающие ереванскую жару зоны отдыха и фонтаны. Грамотно продуманный ландшафт, современный дизайн – все это способствует отдыху населения. Среди них зона отдыха «Зейтун» на пересечении улиц Давида Анахта и Декабристов (Рубинянц), декоративный фонтан в районе Зейтун, парк культуры и отдыха в г. Масис, фонтан «Республика Армения», являющийся неотъемлемой частью ул. Гая в Новом Норке, памятник Давиду Анахту, бульвар в Юго-западном жилом районе Ереван.

В работах Э. Сафаряна можно наблюдать постепенный переход от традиционной армянской архитектуры советского периода к международным архитектурным тенденциям, что особенно проявляется в творчестве постсоветского периода»,- также утверждается в материале вышеупомянутого издания.

Похожие записи