Новости | Страна армян

Уникальные надписи армянских и персидских царей: Ереван—2801

Снимок экрана 2019-10-29 в 19.21.30.png

ЭРИБУНСКАЯ НАДПИСЬ АРМЯНСКОГО ЦАРЯ АРГИШТИ, СЫНА МЕНУА

«Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа, говорит: я построил эту неприступную крепость, установил для нее имя Эребуни, для могущества страны Биайнили и для устрашения вражеских стран. Аргишти говорит: земля была пустынной, там я сделал великие дела величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайнили, владыка города Тушпы».

(Каменная плита с клинописью обнаружена в Ереване на холме Арин-Берд в 1950 году и сразу на неё налетели коршуны).

6fea5c4b1fab94f3aac037afc504df8a_M.jpg

Промежуточное слово

В 2019 году Еревану исполнился 2801 год. 

Надо уточнить: 2801 год Еревану или Ереванской крепости Эребуни?

Исследователи доказывают, что 2801 год крепости Эребуни, а близлежащим построениям 6000 лет. Тут ещё пещера. Ей 100000 лет.

«В пещере было обнаружено более тысячи каменных инструментов, метательных копий, наконечников копий, гладилок, антропологических артефактов, число которых достигает 2500», — рассказывает руководитель отдела древнейшей и средневековой истории Музея истории г. Еревана Анжела Терьян.
https://ru.armeniasputnik.am/society/20171104/9323789/zagadka-stolichnoj-peshchery-bomzh-pomog-uznat-nastoyashchij-vozrast-erevana.html

Однако, тема этой статьи не приведённые даты, ими занимаются порядочные историки и археологи, не считая непорядочных, а память об истории нашего любимого города и этимология имён и топонимов Армянского царства времён Аргишти, сына Менуа.

Продолжу своё повествование с надписи персидского царя Дария Первого (VI в. до н.э.).

БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ
ПЕРСИДСКОГО ЦАРЯ ДАРИЯ I

Надпись на трёх языках – на древнеперсидском, эламском и аккадском (вавилонском) языках — персидского царя Дария I (521-486 гг. до н.э.) высечена на скале Бехистун около г. Керманшаха (Иран). В надписи 414 строк в 5-ти столбцах. Армения (Армини) в надписи персидского царя упоминается неоднократно. Приведём один фрагмент надписи:

Я Дарий, царь великий, царь царей, царь в Персии, царь стран, сын Виштаспы, внук Аршамы, Ахменид. Говорит Дарий-царь: Мой отец – Виштаспа, отец Виштаспы – Аршама, отец Аршамы – Ариарамна, отец Ариарамны – Чишпиши, отец Чишпиши – Ахемен. Поэтому мы называемся Ахеменидами. Искони мы пользуемся почётом, искони наш род был царственным. Восемь (человек) из моего рода были до меня царями. Я – девятый. Девять нас были последовательно царями. По воле Ахура Мазды я – царь. Ахура Мазда дал мне царство. Следующие страны мне достались, по воле Ахура Мазды я стал над ними царём: Персия, Элам, Вавилония, Аравия, Египет, (страны у моря), Лидия, Иония, Мидея, Армения, Кападокия, Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гандара, Сака, Саттагидия, Арахазия, Мака. (5, с. 41).

Снимок экрана 2019-10-29 в 19.24.41.png

Чишпиши забавно. Я ни одного Чишпиши не встречал. Не знаю, что՛ это для персов, но в армянский язык не лезет. Вышеназванные имена дедов Персии от армянских имён не отличишь. Армянская основа Ар (Бог) присутствует почти всюду. Где нет этого Божественного слова, там есть другое наше слово.

На Чишпиши расходимся с персами. А назвал царь Чишпиши сына… гордым армянским именем Ариарамн!

Ари Арамн (Արի Արամն) –

Божественный Арам, Отважный Арам!

Ариарамн Чишпишович

Родня

Мы были близкими родственниками как древних персов, так и древних греков. Они вцепились между собой мёртвой схваткой. А мы болтались между ними, получали по морде от тех и других, отвечали им шалабанами… Они так разболтали нас, что мы превратились в масло и пахту…

Другой перевод надписи Дария (М.А. Дандамаева): вот страны, которые достались мне по милости Аурамазды, над ними я – царь: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, (страны у моря), Спарда, Яуна, Мидия, Армения, Каппадокия, Парфия, Зранка, Харайва, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Сака, Сатагу, Харахвати, Мака – всего 23 страны.

Скала Бехистун

«Бехистун    или Бизитун (Behistun, или Bizitun) –

скала в Иране, находится на дороге Керманшах – 

Хамадан. В 516 г. до н.э. Дарий Великий повелел 

увековечить на ней свои победы, 

в результате которых была создана 

империя Ахеменидов. 

Барельеф изображает Дария 

под покровительством бога Ахурамазды, 

встречающим своих побежденных врагов.

Надписи были выполнены клинописью 

на трёх языках — древнеперсидском, эламском и вавилонском. 

В целях сохранности скала ниже надписей была

вертикально обрублена и сделана почти недоступной, поэтому копирование надписей 

стало крайне трудной задачей.

Усилия Г. Роулисона в 1835-1847 гг.

были полностью вознаграждены: 

Бехистунская скала дала ключ к расшифровке 

эламской и вавилонской клинописи, что открыло для учёных письменные источники 

месопотамских цивилизаций».

(Информация из электронного Археологического словаря).

Снимок экрана 2019-10-29 в 19.25.20.png

Бехис тун или Бизи тун?

Behis tun или Bizi tun?

Независимо от первой части топонима (Behis, Bizi), вторая часть tun означает «дом» (арм.).

Значит, местность или конкретно скала, какой-то дом? Какой? Попробуем заикаться:

1) Behis, behes, behez (բեհեզ) – шёлк. Происхождение слова не установлено, возможно, ассирийское. При этой версии, Behis tun (Բեհեզ տուն) – Дом шёлка;

2) Для выражения Bi zi (Բի զի) есть предположение: Две меры (др.-арм.). При этой версии, Bi zi tun (Բի զի տուն) – Двумерный дом. Так можно назвать двумерные (плоские) надписи сногсшибательного царя Дария.

Какая из этих истолкований верна? Оба верны. Как могут сосуществовать две разные истины? Могут, если не противоречат друг другу. Иногда даже парадокс не помеха многозначности.

Неспроста наши предки почитали много богов и неспроста существуют многозначные логики.

Разумеется, могут быть другие истолкования.

Мои истолкование не конец света.

Чукча заходит в автобус и говорит кондуктору: «Мне два билета». «Зачем два?», — удивляется кондуктор. «Если один потеряю?», — поясняет чукча. «А если оба потеряешь?», — спрашивает кондуктор. «У меня есть проездной», — отвечает чукча.

Этим анекдотом хочу сказать, что если мои оба истолкования не верны, то у меня есть «проездной» — Бахус – бог виноделия…

Не Бехис тун, а Бахус тун – Дом виноделия…

Надпись Дария – один и тот же текст на трёх языках. Армения на древнеперсидском и эламском языках называется Армения, а на аккадском – Урарту. То есть Армения и Урарту одна и та же страна. 

В первую очередь нам, армянам, надо, наконец знать, что в мире никогда не было ни государства Урарту, отличного от Армении, ни урартов, отличных от армян, ни урартского языка, отличного от армянского языка.

Всё это наглая и беспрецедентная ложь, навязываемая армянскому народу и всему миру врагами армян. Если не мы, то кто должен положить конец этому Всемирному вранью, цель которого упразднение задним числом Древнейшей Армении, её истории, языка и культуры, и их присвоение любителями чужого добра.

Всем фальсификаторам и мздоимцам, их попугаям и дебилам надо намотать на ус, что раз Урарту Армения, а это так согласно надписи персидского царя Дария Первого, то урартский язык – это армянский язык. Если имеется в виду другой язык, то пусть назовут по-другому: термин «Урарту» занят!

Чкоты вместо учёных

«Урартский язык и урарты могли родиться и выживать лишь в определённого типа черепных коробках», — пишет гениальный арменовед Александр Варпетян из Марселя (12, с. 63). Франко-армянский учёный своё утверждение строго научно доказывает (12). Мосье Варпетян несколько немилосерден по отношению к чкотам — «черепным коробкам определённого типа». Когда чкот рождается, Высшие существа ему на лбу не пишут: «ты будешь фальсификатором истории Армении или другого рода уродом». Чкотами не рождаются, а становятся. Чкоту кушать надо? Надо. Семью кормить надо? Надо. Должности и чины получать надо? Надо. Жильё приобретать надо? Надо. Куда податься голодному историку-чкоту без морального кодекса? В бюро по фальсификации истории. Там хорошо платят обиженные историей богачи.

От фальсификации до людоедства

Кто из армянских историков считает, что Урарту и Армения разные страны, тот дегенерат, лжец, мерзавец, предатель, тупорылая продажная тварь высшей категории … В какой стране мира такое возможно?! Если в соседней Грузии скажешь, что Грузия и Сакартвело разные страны, то тебя прямо на месте 33 Валуева изнасилуют, затем засунут твой лживый язык вместе с дурной головой в твой проходной двор и «катись колбаской по Малой Спасской»! А почему армяне терпят? Мы, что, крайние или до идиотизма плюралисты?  Зачем такая демократия, где ложь имеет больше прав, нежели истина???

За яркие выражения прошу прощения у благовоспитанных дам.

Есть и неблаговоспитанные. Одна такая или одно такое недавно мне такие оскорбления написала, что я бы пристрелил солёными патронами её центр образования. Дабы не пачкать статью, не назову имя уродища. Вопрос не в мусоровозах. 

Мы другая цивилизация! России, Кавказу, Армении, Востоку «стамбульский маразм» не указ! Европа сбилась с пути. Пусть вернётся на путь Истины, а не тянет за собой в Бездну других! Больных лечить надо, а не узаконить болезнь! По такой «логике» людоедство тоже следует узаконить…

Раз медицина может менять пол, то и корректировать может. Богатая с сильной медициной Германия вполне может справиться с этой чумой. 

Вернёмся на Армянское нагорье

Поскольку с древнейших времён Армянское нагорье и прилегающие к нему южные районы были заселены исключительно арменоидами (2), то в древнейшие времена на этих землях в принципе не могло быть неарменоидного государства. Поскольку Армянское нагорье и прилегающие к нему южные районы являются Прародиной арийцев или, как говорится, индоевропейцев (3), то в древнейшие времена на этих землях в принципе не могло быть неиндоевропейского государства. Поэтому неарменоидное, неиндоевропейское Урарту – государство, рождённое в ХХ веке в головах фальсификаторов Истории Армении и существующее лишь на бумаге.

Ни в одном древнем историческом документе нет ни единого слова об армянах, как о некоренном народе. Армян и Армению можно найти в армянских и сирийских исторических хрониках, в древнегреческих литературных и исторических произведениях, но нигде нет урартов. Фальсификаторам аккадское название Армении нужно, чтобы из ничего создать никогда и нигде не существующую этническую единицу – урарты – и заменить ими армян. Сначала объявляется присутствие «урартов» в Древней Армении, хотя такого этноса не существует, а в могилах, где должны были после бурной истории отдыхать «урарты», лежат арменоиды (армяне). Затем объявляется никогда несуществующая страна никогда несуществующего народа – «Урарту». Для фальсификаторов не важно, что страна, которую они называют «Урарту», является Арменией. После призвания к жизни отличного от Армении искусственного государства «Урарту», реальная Древняя Армения оказывается лишней.  То, что историю Армении фальсифицируют враги армян, подло, но понятно. Но то, что эти фальшивки повторяют некоторые армянские историки, не подаётся никакому объяснению. Дебилы? Да. Предатели? Да. Геноцид вам не урок, мерзавцы?! Вокруг все аферисты и никому нет дела до Справедливости. Правда бесхозно валяется на обочине истории человечества… 

О Ванском царстве

Равенство Армения=Урарту следует из Бехистунской надписи. Возвращаться к этому очевидному факту в ХХI веке нет никакого смысла, но приходится. 

Выражение (Ур)арту фигурирует также в форме (Ар)арту, то есть слова Ур и Ар (Бог) проявляют себя, как синонимы. Вспомним сокровенные имена Ареватур, Арктур, Артур, Асатур, Аствацатур, Багатур, Ванатур, Санатур, Тиратур… Уратур — одно из подобного рода святых слов и означает, как и все другие: Богом данный. Кратко: Богдан. У греков: Теодор (Федор).

Произошло небольшое искажение: вторая буква «р» (ր) в слове Уратур переместилась на две позиции вперёд:

Уратур→Урарту                                             

Получается, что аккадский (древнеассирийский) лже-термин Урарту произошел от вполне респектабельного древнеармянского слова Уратур (Ուրատուր) – Богдан. 

Разумеется, я высказал лишь гипотезу, но согласитесь – весьма правдоподобную, настолько правдоподобную, что от правды не отличишь.

Другой вариант происхождения термина «Урарту»:

Арарат→Аратур→Арарту→Урарту

Вариант происхождения названия Урарту от топонима Арарат высказывают все исследователи. 

Ассирийцы Армению называли по имени горы Арарат – Арарту или Урарту. В семитских традициях было Армению называть по имени её символа, горы Арарат. «Урарту (библейский Арарат)» (9, с. 36); ассирийцы считали Армению сильнейшим государством в мире. 

Моя гипотеза происхождения термина «Урарту» не противоречит традиционной версии, а дополняет её и делает более осязаемой и богатой.

Эриван-Эрибуни

Все древние формы названия Еревана – Ариван, Эриван, Эребуни, Ирбуни … – являются армянскими и только армянскими и означают: «Обитель Бога». Частицы Ер, Эр, Ир, Ур являются вариациями армянского корневого слова Ар (Бог). Слова «ван» (վան) и «бун» (բուն) также являются армянскими, индоевропейскими. В данном топониме они означают соответственно «обитель» и «гнездо». Если «раскрыть скобки», то получим религиозное и этническое содержания выражения «Обитель Бога». В религиозном смысле – это Обитель арийцев–солнцепоклонников, а в этническом смысле – Обитель армян. 

Армавир основал Арамаис.

Армавир – один из древнейших городов Армении. Его основал царь-патриарх Армении Арамаис — внук предводителя Гайка (13, с. 114). Об этом писали Мовсес Хоренаци, другие древнеармянские и сирийские авторы. Армавир был столичным и жреческим городом. Согласно исследованиям академика Париса Геруни, Армавир основан в 25 веке до н.э. (14, с. 277). Называются и другие даты основания, но все едины в одном: Армавиру 4000-4500 лет. 

Фальсификаторы объявляют армянский город Армавир наследником «урартского» города «Аргиштихинили», основатель которого царь Аргишти (Аргист) моложе основателя Армавира Арамаиса примерно на… 1500 лет.

И что значит Аргиштихинили? Из какого языка ископали такое слово? Может быть, не «хинили», а «шинили»? По-армянски: Аргистшинили – Построил Аргист; Русашинили – Построил Руса… 

«Арма вир» чисто армянский топоним, означает: «Верхняя Армения» (есть и неудачные истолкования). 

Арма – одно из древних названий Армении.

Кстати, я в детстве ел кашу «арма» (молочная каша из кукурузной муки).

В 1839 году черкесские армяне основали город на Северном Кавказе и в память о древнеармянской столице назвали Армавиром. А почему не Аргиштихинили? Потому что в 1839 году фальсификаторы истории Армении времён Аргишти ещё не родились.                                                          

Вспомним великого французского писателя Анри Труая — Льва Тарасова – Левона Тарасяна. Он родом из армавирских армян. Аргиштихинильский парень.

Память

Первому Армавиру 4-тысячелетней давности дал название царь Армении Арамаис Гайказуни.

Второму Армавиру 180-летней давности дал название Петрос Патканян – дядя (брат отца) великого армянского поэта Рапаила Патканяна из армянского города Нахичевань-на-Дону, который в 1928 году съели большевики.

Заметка

Я написал не Рафаэль, а его древнеарабский вариант Рапаил, что есть обращение армянского слова Лиапар (арабы читают справа налево):

Лиа пар – Լիա փառ — Полный славы.

Пример

Имя и фамилия писательницы Лии Аветисян означают: Лиа Аветис – Լիա Ավետիս –

Полная благостных вестей.

Хи-Хин-Хинили

Академик Н.Я. Марр утверждает, что «хин» это «сын» (6, с. 39); «хин» употреблялся как окончание армянских топонимов. Тогда Аргиштихин – сын Аргишти. Сын Аргиста. Армавир тут не при чём. Армавир был до того.

Примечание 1. Если Николай Яковлевич прав, а он прав, то армянское название прислуги aga khin (աղա խին) буквально означает «сын господина». Есть официальная этимология: agakhin (աղախին) от слова agagin (աղագին) – «цена соли». В Армении после потопа было много соли. Часто армяне обменивали своих военнопленных солю. Мол, оттуда название прислуги. Но зачем прислугу обижать?! Я объясняю просто, ясно, прямой наводкой, без финтифлюшек.

Естественно полагать, что от соли (աղ) происходит слово aga (աղա) – господин, барин. Богачи выделялись обильем соли. Много соли – много денег. Богаче тот, у кого больше соли. Древнерусское выражение «солёный армянин» содержало об значения: широкое использование армянами соли в быту и медицине (в частности, купание новорождённых в солёной воде) и буквальное богатство.

Почему «почему»?

В ереванском диалекте «хи» (խի) означает «почему». Я не знаю почему «хи» означает «почему», но мне «хи» нравится! Короткое, задиристое! Можно впустить в литературный язык, хотя это слово не удостоилось чести находиться в «серьёзных» словарях. Словари-то не боги пишут?!

Династия Менуа

Напомню, что у «урартских» царей армянские имена. А «урартских» имён нет.

Первым известным «урартским» царём был Араме или Араму (правил примерно в 810-806 гг. до н.э.). Армянское происхождение имён типа «Араме», «Араму», «Эримена» и т.п., надеюсь, всем очевидно.

Рассмотрим араратские (ванские) царские имена «Сардури», «Ишпуни», «Менуа», «Аргишти», «Руса».

— Имя «Сардур» имеет, по крайней мере, двойное армянское происхождение:

1) От армянского слова «сард» («паук»). Вот каким уважением пользовался паук в Древней Армении!

Мудрые цари плетут паутины… Образ-то, какой!

2) Есть и такое мнение: имя «Сардур» происходит от имени богини Сарди (Сар — гора; Ди, Дин — Бог – др.-арм.). Ур (Ар), как и Ди (Дин), означают Бог.

От почтенного имени Сард, возможно, происходят названия города Сард (столицы Лидии), острова Сардиния, сардинской рыбки сардинки (сардина, сардель), сардельки и прочие сард-слова.

Заметка

В старину армяне чтили: 1) физическую мощь – дракона, льва, медведя, волка, тура (дикого быка), овена (барана мужского рода), орла, гриф-птицу… 2) мудрость – змею; 3) лирику – аиста и жаворонка; 4) труд – пчелу (на гербе Нахичевани-на-Дону изображен улей с пчёлами); 5) творчество — паука – созидание, строительство, самооборона, западня, в частности, урартийская для армянских лохов. 

— «Ишпуни» — это «испун», «испан», «испер» или «спан», «спер», «спар», «спайр» — «воин» (арм.). «Сп ар» или «сп айр» буквально: «Убивающий мужчина». «Спан» — «убийца». «Мардаспан» — «убийца человека». Отсюда армянские слова «спанд» («бойня»), «спандар» («мясник»), «спа» («офицер»), «спарапет» («главнокомандующий»). Отсюда персидское слово «амирспасалар» («главнокомандующий»). Видно, отсюда названия Персии, Спарты, Испании:

С-пар →Пар-с→Парск (Персия)

Спар→Спар(та)

И-спан→Испан(ия)

Добавим эволюцию древнеармянского слова «спан» («убийца») в России:

спан→шпан→шпана 

— Красивое имя Менуа образуется переходом первой буквы в слове Амену (Всех) в конец слова. Менуа был царём царей – Царь Всех (Ամենու Արքա). Вероятно, статус Амену (Всех) в форме Менуа дошло до нас, как имя царя:

Ա-մենու→Մենու-ա

А-мену→Мену-а 

Мы – Мек, Менк

Имена царей Менеса и Менуа, пирамиды Менкаур, этнонима кельтского племени менк и ряд мен-слов образованы на основе древнеармянского слова «мен» — «первый», «я». 

Менк, Menq (Մենք) – Мы (арм.).

Пирамида Менкаур

Менка Ур – Մենքա Ուր — Мы из Ура (арм.).

Ур – столица Шумера.

Можно и так: Мы – Божественные.

Вспомним царя Менеса, имя которого тоже образовано из армянских слов «мен» («первый») и «ес» («я»). «Мен ес» — «Первый я» или «Я первый». Это правда: Менес был первым египетским царём.

Слово «менк» в качестве этнонима некоторых армянских племён дошло до Египта и Британских островов. Вспомним британский остров Мэн, кельтское племя менков и менкский язык. Иногда пишут – мекский язык, что тоже правильно, т.к. в древнеармянском слово «мек» (meq, մեք) тоже означало «мы».

Заметка

Если вспомнили британский остов Мэн, то грех не вспомнить британский остров Скай (Սկայ) – Гигант (др.-арм.). Большой остров.

У нас был царь Паруйр Скайорди (VII в. до н.э.) – потомок царя Зармайра Гайказуни (XII в. до н.э.), убитого Ахиллом в боях за Трою…

Скай орди – Սկայ որդի — Сын гиганта (арм.).

Деликатный вопрос

Один из величайших армянских художников Востаник Адоян из Вана взял в США псевдоним Аршил Горки. С «Горки» всё ясно: горькая судьба, аналогично псевдониму Горький. А при чём Аршил (Ахилл) – убийца армянского царя? Почему не красивое, царское имя Зармайр? Его дело, разумеется. Может быть, историю Трои не знал… А своё имя-фамилию знал… Разве безвкусица «Аршил Горки» лучше своего настоящего, родного имени и фамилии?

Скайорти-Искариот

Армянский царь Скайорди и апостол Искариот жили в разных веках. Иуда Искариот из Иудеи. Искариот не имя, а псевдоним. Мой вопрос не об этих персонажах, а об их схожих именах. Скайорди – Сын Гиганта (арм). А что означает «Искариот»? Не является ли псевдоним Искариот искажением имени Скайорди? Имя Скайорди пишут и в форме Скайорти. Может быть, произошли такие изменения:

Скайорти→Искайорт→Искайрот→Искариот

Вселенская трагедия

Умер человек и вместе с ним его родной язык. 

Добрым словом помянем «последнего могиканина» Неда Мадрелла, последнего человека, владеющего менкским языком… умер в 1974 году в возрасте 97 лет (8, с. 12)… на глазах родной и цивилизованной Британии, закрыв за собой одну из страниц древнейших цивилизаций.

Имя основателя Еревана (782 г. до н.э.) Аргишти, сына Менуа, означает Аист. Аист с древнейших времён и поныне птица священная. Погибшего аиста древние армяне хоронили как человека. 

Имя царя Армении Аргиста («Аргишти») сохранилось в армянском и древнерусском названиях аиста «арагил» и «агист» соответственно:

У армян: Аргист↔Арагил                                                          

У руссов: Аргист→Агист→Аист

Ара гил – Արա գիլ — Солнечный круг (др.-арм.)

(годовая траектория пути Аиста). 

Имя «Руса» происходит от слова «арус» — «невеста», самый первый смысл которого (Ар Ус) – Высокое Творение (Высокий Бог). Отсюда происходит, как я неоднократно говорил, но никто меня не слушает, этноним «Рус»:

Арус→Руса→Рус

Информативно также обратное чтение Асур имени Руса. Вероятно, вариант Ахур имени Асур породил имя персидского бога Ахура Мазды и гидроним Ахурян – название реки в Армении.

Это глубокая сокровенная тема! Не буду соваться в неё, потеряюсь.

Арусалк-Русалка

Как же пройти мимо русалок?!

На древнеармянском Русалка – Арусалк:

Арус алк – Արուս ալք — Невеста волн.

Армяне любят звук А в начале слова, русские – в конце. Поэтому в русской среде первая буква слова Арусалк перешла в конец слова:

А-русалк→Русалк-а

Армянские исследователи справедливо араратских (ванских) царей называют Араратской династией – Араратян или Арартуни. Или Ванская династия. Можно было назвать Арамян или Арамуни, по имени основоположника династии Араме, как принято в таких случаях. Можно назвать по имени самого великого царя этой династии – Менуа. Династия Менуа. Или династия Аргисти — Аргистуни, по имени основателя Еревана Аргиста… 

Примечание 2. Фальсификаторы Истории Армении покушаются даже на самое великое богатство Армении – письменность. Древние армяне пользовались, по крайней мере, двенадцатью алфавитами – армянскими и неармянскими (Александр Варпетян и Артак Мовсисян наизусть знают). Наличие неармянских письменных систем на территории Исторической Армении не превращает Армению в другую страну.

Это то же самое, если утверждать, что у певца Саята-Новы было четыре головы, т.к. он писал стихи-песни… на четырёх языках!!!! А у певца Арама Тиграна было шесть голов, т.к. он писал стихи-песни… на шести языках!!!!!! А сами сказочники не обязаны обладать хоть одной головой? 

Примечание 3. Армянский ашуг (восточный бард) Саят-Нова писал песни на армянском, грузинском, турецком и персидском языках. Армянский ашуг Арам Тигран писал песни на армянском, курдском, арабском, греческом, турецком и на языке заза. Гусан – певец, композитор-песенник, бард, менестрель, трубадур, шансонье… Сколько я понял, ашуг – восточный, в частности, армянский бард. Гусан – именно армянский бард, например, Фархат, Дживани, Айказуни…

Похоже на то, что славянское слово «гусли» имеет отношение к армянскому слову «гусан». Схожие музыкальные слова. Очевидно, родственные! Но у нас сейчас другая задача.

Армянское слово гусан (гов асан – գովասան) буквально означает: «говорящий хвалебные». Само слово «гусан», согласно моему изысканному вкусу, по звучанию лучше подходит певцу.

Вкус у меня «изысканный», потому что музыкального слуха у меня нет и поэтому мозги не засорены музыкальными влияниями.

Примечание 4. Так получилось, что армянские поэты часто пишут стихи на двух языках, а иногда — на трёх, четырёх, пяти, шести языках!!!!!!

Даже я, совсем не поэт, не лингвист, не историк, не филолог, не гуманитарный тип, а абсолютный математик, писал стихи на двух языках (на армянском и русском). Мой друг Василий А., русский художник, читал мою писанину и плакал… Читал также величайший литовский поэт Эдуардас Межалайтис (перевод Роберта Мурадяна), но не стал плакать, был крепкий мужик, а написал, что ему стало грустно, то бишь, чуть не заплакал. Мои стихи настолько хреновые, что люди плачут?!

Был у нас один феноменальный поэт, Костан Зарьян, писал стихи на пяти языках – на армянском, русском, французском, английском и итальянском. Его итальянские стихи получили какую-то важную итальянскую премию. Они нравились самому Дуче – Бенито Муссолини! Представляю, как Муссолини с выражением читает лирические стихи Костана!

Примечание 5. Самое интересное и неопознанное в армянской клинописи вовсе не её незаурядные этнические составляющие…

Есть в Армении нерасшифрованная наскальная письменность hskajagir (հսկայագիր) – гигантский шрифт, с буквами величиной от 0,8 до 3 метра! А недалеко, в местности Агарак (агарак – хутор, ферма) нашли соответствующий гигантскому шрифту позвоночник гиганта. Длина позвоночника — 1,5 м. Соответствующий примерный рост – 3 м. Девушка. Возраст – 17 лет. Жила 11000 лет назад! Много скелетов гигантов в и вне Армении. Занялись бы учёные гигантами и гигантским шрифтом, а не плясали, как чертики под дудку Дьявола. 

Примечание 6. Дж. Уэллс писал: «хетты за тысячу лет до н.э. были арианизированы армянами» (11, с. 52). Значит, армян за тысячу лет до н.э. было столько, что могли ассимилировать одну из мощнейших (арийских) держав Древнего мира! А вруньи говорят, что тогда армян не было… Не говоря уже о том, что хетты – разновидность армян, поскольку на их территории издревле жили только арменоиды (армяне).

Примечание 7. Вруньи даже Геродота взяли в соратники… мол, малоазиатское племя аллародийцев, присутствующее в сочинениях древнего историка, как раз есть «урарты». Ниоткуда это не следует. Геродот таких глупостей не говорил. Кстати, слово «аларод» армянское: «ленивый». Что получается? Ленивое племя с армянским этнонимом существовало… раньше армян?! Мы, армяне, доверчивый народ, но не полные же лохи?!

Послушаем Дария I:

Говорит Дарий-царь: «армянина по имени Дадаршиш, моего раба, я отправил в Армению. Я так сказал ему: «Иди, разбей мятежное войско, которое не называет себя моим»». 

Дадаршиш, раб, т.е. предатель, что одно и то же, в местности Зузахия, якобы, наголову разбивает мятежное армянское войско…

Говорит Дарий-царь: «второй раз мятежники пошли, чтобы сразиться против Дадаршиша. Они дали бой у крепости Тигра в Армении…».

И опять Дадаршиш наголову разбивает наголову разбитое армянское войско…

Говорит Дарий-царь: «в третий раз мятежники пошли, чтобы сразиться против Дадаршиша. Они дали бой у крепости Уяма в Армении…».

И опять Дадаршиш наголову разбивает дважды наголову разбитое армянское войско…

Говорит Дарий-царь: «затем я отправил в Армению перса по имени Ваумиса, моего раба, и сказал ему: «Иди, разбей мятежное войско, которое не называет себя моим… Когда он достиг Армении, мятежники пошли, чтобы сразиться с Ваумисой. В области Изала, в Ассирии, они устроили сражение».

Ваумиса наголову разбивает уже трижды разбитое наголову армянское войско…

Говорит Дарий-царь: «второй раз мятежники пошли, чтобы сразиться против Ваумисы. В области Аутиара в Армении они устроили сражение…».

Ваумиса наголову разбивает уже четырежды разбитое наголову армянское войско…

Дарий, очевидно, трепач, но жестокая война с мятежной Арменией продолжается.

Заметим, что Дарий своих военачальников называет своими рабами.  

Говорит Дарий-царь: «пока я был в Персии и Мидии, вавилоняне второй раз отложились от меня, один человек Арха, армянин, сын Халдита, восстал в Вавилоне, в местности Дубала. Народ он так обманывал: «Я – Нувуходоносор, сын Набонида». Тогда вавилонское войско отложилось от меня и перешло к тому Архе. Он захватил Вавилон. Он стал царём в Вавилоне». 

Об имени царя Вавилона.

Звук q (ք) в русском языке часто выражают букой «х». Вместо Arqa (Արքա), что по-армянски означает Царь, пишут Арха. Этот человек был царём Вавилона. Арха (Arqa) не имя, а статус.

Аналогично, в русском пишут Архимед (Arkhimed), в армянском – Արքիմեդ (Arqimed).

Дарий посылает войска в Вавилон, подавляет Арху и берёт его в плен. Дарий мятежников чудовищно наказывает: «этот Арха и его виднейшие приверженцы были посажены на кол».

В итоге этих тяжёлых битв и зверств с братским народом, Дарий-царь заявил:

Если бы у меня было такое храброе воинство,

как армянское, весь мир лёг бы к моим ногам. 

Армян невозможно победить,

их нужно разделять.

— Вашим советом, Дарий-царь, тысячелетиями успешно пользуются все друзья и враги армян, не подозревая, что такой мыслитель, как Вы, давно пришёл к такому выводу!

А нам армянам в ответ надо быть неделимыми.

Мы можем конфликтовать между собой в поисках Истины, но не до уровня предателя Дадаршиша. Этот лакей персидского царя напоминает разрушителей древней обсерватории Карахундж… Живучие, однако, предатели. Надо не позволять им родиться! Кстати, забавное имя у этого раба. Такого имени я не знал.

Дадар (դադար) – покой (арм.).

Слово «шиш» имеет много смыслов в армянском и персидском языках: бутылка, пузырёк, сосуд, стекло, флакон, шампур… ягнёнок. И что можно из этого слепить? Наиболее подходящим представляется армяно-персидский вариант:  

Дадар шиш – Спокойный ягнёнок.

Видимо, так назвали его родители. Спокойный ягнёнок рос, рос… и стал послушным бараном.

Прошло более 2500 лет! Короче, мерзкий тип. Предательская рожа. Такие водятся среди всех народов. Бог нас тоже не обделил.

Халди

О Главном божестве «урартов» — Боге Халди (в клинописи – Haldi). 

В древнеармянском языке и в ряде армянских диалектах слово Ди (Дин) имеет несколько близких значений: Бог, вера, религия. Hay Di или Hay Din означало: «Армянский Бог», «Бог армян», «Вера армян», «Армянская религия». Об этом убедительно говорит историк Александр Варпетян (12). Только в случае тождества практически одинаковых слов Haldi и Haydi выражение Hal di приобретает смысл, соответствующий своему божественному статусу. Ввиду отсутствия звука h в некоторых языках и диалектах, выражение Hal di читают как «Хал ди». Поскольку армяне поклонялись Солнцу – символу Бога Ар, то Хал ди — Бог Солнца. Служителей культа Бога Солнца называли халдами. Никакого халдейского этноса, отличного от армянского, они не представляли, и никакого халдейского языка, отличного от армянского, не существовало. Халди – армяне-солнцепоклонники. Халди вне Армении выступали как религиозная каста жрецов, распространителей солнечной религии в других странах. 

Примечание 8. Другое армянское название того же Бога Haydi или Haydin – Ardi или Ardin.

Ар Дин – Верховный Бог Ар. 

От имени Бога Ардин произошло название армянского города Ар дни – культового центра Бога Халди (Haydi) в Араратском царстве. 

От имени Бога Ардин произошли имена богов Ардни и Индра:

Ардин→Ардни→Индра

Прочитав имя армянского Бога Ардни справа налево, получим имя индийского Бога Индра. Отсюда индийское имя «Индира» и название Индии. Если вернуться к первоначальному варианту слова «Индра», то «Индия» это «Ардин». 

Пространство исторического рассеяния арийских этносов – треугольник с вершинами Ар – Арк, Арарат, Ардин (Арктика, Армянское нагорье и Индия). 

«Историческая наука под именем халдеев знает арамейское племя, которое в 612 г. до н.э. при Навуходоносоре свергло ассирийское господство и основало Ново-Вавилонское государство. Соответственно с этого времени знает и Халдею, страну (землю) Вавилонию (Вавилон)» (1, с. 157).

Арамеци – потомки Арама Гайказуни.

В Малой Армении (в Понте) существовал округ (община) Халди (Халдея), где исконно жили армяне, позже появились греки, ещё позже – турки. После Геноцида армян там из аборигенов остались принявшие мусульманство армяне. Семитов же в Халдее никогда не было. Это ещё одно подтверждение очевидного: халдеи были армянами. 

Против Ассирии с переменным успехом воевала Армения («Урарту») — самая мощная в то время держава в мире. И только она могла победить Ассирию. Она и победила. Халдея или Новый Вавилон – армянизированный Вавилон. «Арамейское племя» то же самое, что и халдеи, т.е. армяне. «Арам» (Արամ) — армянское и только армянское имя. Оно имеет два значения: 1) «Сын Ара» (Сын Бога, Сын Солнца) и 2) «Бог всех» или «Верховный Бог». «Арамейское племя» означает: «Божественное племя», «Племя детей Солнца», «Племя Верховного Бога», «Армянское племя». В Древней Армении часто армян называли арамеци (арамейцами) в честь великого царя-патриарха Армении Арама. Например, Мовсес Хоренаци армянского царя представляет словами: «Царь Великой Армении и князей Арамейской нации». «Арамейской нацией» летописец V века называл Армянскую нацию. Согласно Иосифу Флавию, армяне происходят от библейского патриарха Арама (7, с. 86). Ясно, что армяне происходят от армянского патриарха Арама, чистейшего армянина из армянской по крови династии Гайказуни. Предки Арама (Արամ): Арма (Հարմա), Гелам (Գեղամ), Амасиа (Ամասիա), Арамаис (Արամաիս), Араманяк (Արամանյակ), Гайк (Հայկ), Торгом (Թորգոմ), Тирас (Տիրաս), Гамер (Գամեր), Апет (Հապետ), Ной (Նոր)… и так до Адама (Ադամ), но без семитов, т.к. армяне не семиты и в армянском феномене нет существенного семитского влияния. Наоборот, Армения влияла своим языком, культурой и генетикой на семитский мир. От того, что арамейский язык – диалект армянского языка — подвергался влиянию окружающих семитских языков, не превращает арамейцев (армян) в семитов. Как от того, что идиш подвергался влиянию немецкого языка, фактически, является германским диалектом, не превращает немецких евреев в немцев. 

Примечание 9. Знатоки Ведов доказывают, что миф о Всемирном потопе и Ное имеет индоевропейское происхождение (10). Мы, армяне, об этом знаем, т.к. являемся тем самым индоевропейским народом Ноя.

Боги Вана

Рассмотрим корни имён двух великих богов — Шивини (Бог Солнца) и его жены Тушпуеа – «шив» и «тушп».

Шив. Имея в виду ближневосточные переходы звука «с» в звук «ш», можем предположить, что прообраз слова «шив» — армянское слово «сив» («сев» — «чёрный»). «На санскрите имя Шива означает «темно-серый, синий, цвета ртути, но иногда его называют и чёрным, и красным богом»… Шива в Индии считался доарийским божеством, защитником низких неарийских племён (4, с. 152). Шива был неарийским богом, а имя его было арийским. Пришлые белые люди (в Индии мы белые люди) божеству чёрных аборигенов дали соответствующий цвету их кожи имя – «Чёрный». Шива был покровителем скота, богом ночи и луны, источником огня и созидательной энергии…                                       

Из вышесказанного очевидным образом следует, что у родственных богов Шивини и Шивы имена происходят от одного и того же слова «шив» (сив, сев — чёрный). В армянских диалектах шив (շիվ) – почерневшие ветви и просто ветви растении. Слова սեվ (сев) и շիվ (шив) являются синонимами в армянском языке. От значения «ветвь» слово «шив» приобретает близкие по смыслу новые значения, например, «луч».                                                          

Наличие практически одноимённых божеств в древнеармянском и древнеиндийском пантеонах говорит об активных духовных связях между Древней Арменией и Древней Индией.

Названия Вана – Тушпа и Тосп

Тушп. Слово «тушп» представляется ближневосточным чтением «справа налево» армянского слова «пшут» (փշուտ) — «колючий». Для приозёрного ландшафта Вана это естественная картина: водоёмы часто окружены колючими кустарниками. В результате записи «справа налево», характеристика местности стала её именем – Тушп. Тушпа. Отсюда и имя богини Тушпуеа. 

Учитывая неустойчивость гласных, слово «пшут» могло иметь несколько другую форму — «пшот», что также означает «колючий». Могло быть «пшат» (лоховое дерево). В любом случае армянские слова «пшат», «пшот» или «пшут» образованы с помощью армянского корня «пуш» («колючка») и армянских суффиксов «ат», «от» и «ут».

Тосп. Поскольку Ван называли также Тоспом, то, обращая слово «тосп», получим армянское слово «псот» — «смолянистый», от существительного – «пис» (փիս) – «смола». 

Корни топонимов Тушп(а) и Тосп (Пшут и Псот) – армянские слова փուշ (пуш) и փիս (пис) – колючка и смола. 

Характеристики окрестности Вана – смола и колючка – указывают, что примерно 3000 лет назад озеро Ван было окружено кустарниками и лесом.  

Вывод очевиден:

Имена трёх главных божеств «урартийского» пантеона –

Халди, Шивини и Тушпуеа – армянские.

— А какими должны быть имена божеств Армении???  

…Очевидно, многие историки не хотят из-за какой-нибудь «правды» портить отношения с могучими кланами переписчиков истории и лишиться кормушки и чинов. Все эти проделки вызывают лишь чувства омерзения и жалости. И вынуждают иногда отвечать, хотя нет никакого желания отвечать глупостям, а приходится, ибо, как говорил Максим Горький, если не скинешь наглеца с плеч, то он тебе на голову сядет.

Ужасная ситуация в мире: лжецы размножаются, как кролики…  

— Правдолюбы всех стран, соединяйтесь!

Виктор Ваганян

Литература

1. Арцруни А. Армянское нагорье и цивилизация. – М.: «Менеджер», 1999.

2. Бунак В.В. Granica Armenica /Труды антропологии НИИ при МГУ, вып. II. М., 1927.

3. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. В 2-х томах. – Тбилиси, ТГУ, 1984.

4. Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

5. Литература Древнего Востока. Иран. Индия. Китай. – М.: МГУ, 1984, перевод В.И. Абаева).

6. Марр Н.Я. Армянская культура. – Ереван, «Айастан», 1990.

7. Петросян А. Армянский эпос и мифология. – Ереван, Изд-во НАН, 2002.

8. Росс Э. Кельты-язычники. — М.: Центрполиграф, 2005.

9. Саггс Х. Вавилон и Ассирия. – М.: Центрполиграф, 2004․

10. Тилак Б.Т. Арктическая родина в Ведах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

11. Уэллс Дж. Г. Краткая Всемирная история. – М.: АМФОРА, 2005.

12. Ալեքսանդր Արորդի (Վարպետյան). Ծննդոց․ — Երեվան, «Էություն», 2003.

13. Խորենացի Մ․Հայոց պատմություն․- Երեվան, ԵՊՀ, 1981․

14. Հերունի Պ․Հայերը եվ Հնագույն Հայաստանը․-Երեվան, «Տիգրան Մեծ», 2006.

Похожие записи