Культура

Возможность услышать редкие произведения: в большом зале филармонии состоялся уникальный концерт Национального филармонического оркестра 

Прошел в большом зале филармонии в Ереване концерт, интерес к которому был исключительным. 

По мнению автора материала, опубликованного изданием «Голос Армении», так получилось отчасти потому, что это было последнее выступление Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна перед гастролями в Италии. К тому же слушателей привлекла интересная программа, включающая одно из лучших программных сочинений немецкого классика Рихарда Штрауса – «Альпийская симфония», которая в Армении исполняется очень редко.

В первом отделении оркестр под управлением Э. Топчяна исполнил концерт N3 до-минор Бетховена, где в качестве солистки выступила молодая пианистка из Италии Майя Оганян. Это был ее второй приезд в Армению: её дебют в этом зале состоялся года два назад. Играла она этот же бетховенский концерт, который помимо прочего запомнился еще и тем, что в зале присутствовал корифей оперного дирижирования Риккардо Мути, которому она и посвятила свой дебют в Ереване.

Майя родилась в Москве, а с 2011 года живет и учится в Венеции. В 2015 году поступила в консерваторию «Бенедетто Марчелло» в Венеции. Она лауреат многочисленных международных юношеских конкурсов пианистов.

«Голос Армении» также напоминает, что концерт для фортепиано с оркестром N3 до-минор среди фортепианных концертов Бетховена занимает особое место, потому что композиторы того времени крайне редко избирали минорную тональность. В этом концерте сталкиваются противоположные начала – накал страстей и спокойная созерцательность, пафос борьбы и лирика. Исполняя свою партию, Майя Оганян продемонстрировала не только великолепную музыкальность, хорошую технику, но и проникновенно умное, тонкое понимание бетховенского стиля.

«Альпийская симфония – одно из самых интересных, своеобразных, но и сложных произведений в творчестве немецкого композитора Рихарда Штрауса, написанная в 1915 году. У нее много поклонников за рубежом, в то же время немало и тех, кто чувствует себя в некоторой растерянности перед грандиозной музыкальной фреской.

Свою трактовку оркестр и дирижер выводили только непосредственно из самого музыкального материала. И это им вполне удалось. Прежде всего были переданы дух и характер этого программного сочинения, заставившего публику невольно поддаться поэтическому настроению музыки. Непроизвольно представляешь себе упоение человека, который отдается во власть вдохновенной мечты – один на один с безмерным пространством.

Как известно, Альпийская симфония отразила личные воспоминания композитора, жившего в то время у подножия Баварских Альп. Это музыкальный репортаж путешественника-альпиниста: ночь у подножия гор, восход солнца, подъем в горы, достижение вершины, кратковременный отдых, обратный спуск, закат солнца, наступление ночи. Симфония покоряет своей огромной силой, эмоциональной масштабностью, романтизмом, тембровым богатством. По колориту и красоте оркестрового звучания — это несравненно музыкальная картина. Лейтмотив гор приобретает особую красочность благодаря замечательной инструментовке – в роскоши струнных в высочайшем регистре, в звучании всей группы деревянных, арф, колокольчиков»,- напоминает издание.

«Оркестр покорил отчетливостью деталей, полифонической насыщенностью, ясностью общей концепции. Все приемы были подчинены общей идее произведения — созданию максимально выразительных образов природы, где одна картина сменяет другую.

Ощущение, будто дирижер сам осуществил это путешествие на альпийские высоты. Вместе с ним мы любовались восходом солнца, блеском сверкающих капель водопада, лучезарным светом гор, испытали пронзительное чувство одиночества на вершине Альп. Все это шло от постижения поэтического замысла композитора, от глубокого уважения к музыкальному тексту, от тактичнейшего использования тех прав, которые партитура предоставляет дирижеру. Мы наслаждались и самой музыкой, и игрой покоренного дирижером оркестра»,- также пишет автор вышеупомянутого материала.

Похожие записи